Методы и приемы работы над лексическими нормами на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Формирование хорошей речи – особая сторона работы по культуре речи учащихся. Это направление отражено в действующих программах. Обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той основой, на которой строится обучение выбору оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи и формирования языковых норм школьников, словесник одновременно формирует у них оценочное отношение к отбору языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания и т.д. и развивает “языковое чутье” учащихся. Иными словами учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи. В этом отношении выбранная нами тема актуальна и научно значима. Актуальность проведенного исследования обусловливает также то, что владени
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ6
Понятие лексической нормы6
Требования к уровню подготовки по русскому языку (в области лексикологии)9
Типология лексических ошибок………………………………………….12
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Обогащение словарного запаса учащихся20
2.2. Лексический разбор слова28
2.3. Работа над словом и фразеологизмом на уроках русского языках….29
2.4. Работа над образностью и выразительностью слова (тропами) на уроках русского языка31
2.5. Работа по предупреждению лексических ошибок на уроках русского языка32
Выводы по второй главе
69583291016000ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник; Ок.11 000 синонимов. рядов. – 11-е изд., перераб. и доп. / З.Е. Александрова. – М.: Русский язык, 2001. – 568 с.
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип / О.С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
4. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: УРАО, 2000. – 160 с. 5. Валгина Н. С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - Москва: Логос, 2012. – С. 52. 6. Виды разбора на уроках русского языка: пособие дл учителя / В. В. Бабайцева, В. М. Шаталова, Г. К. Лидман-Орлова и др. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1985. – 160 с. 7. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – 352 с. 8. Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие [Текст]/И. Б. Голуб - М.: Рольф, 2001 г.. 240 с.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. Для общеобразователь. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д.Чесно кова. – 17-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 319 с. 9. Культура речи. Введенская Л. А. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448с. 10. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь /В.В. Морковкин, Н.О. Беме, И.А.Дорогонова, Т.Ф. Иванова, И.Д.Успенская;Под редак. В.В.Морковкина. – М.: Русский язык, 1984. – 1168 с. 11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2014.- с. 248. 12. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник бля студ. Высш. Педаг. Учеб. Заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т.А. Лды-женская, М.Р.Львов. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 13. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970 – 606 с. 14. Педагогик
«предпринимать шаги» или «принимать меры»; «уделить значение» «уделить внимание» либо «придавать значение»). Стилистические ошибки обусловлены владением / невладением лексическими нормами. Нарушением стилистических норм является включение в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.К наиболее типичным лексико-стилистическим ошибкамотнесем следующие:
Погрешности, ослабляющие выразительность текста:
- неуместная и неудачная (громоздкая) метафора («Этот равнодушный человек, ранее столь веселый, живой и любопытный, видимо, задавлен тяжелым утюгом жизни, что так ИЗЛЕНИЛО его отношение кДействительности»); - плеоназм, то есть лишнее слово, ничего не добавляющее в высказывание и ничего не уточняющее в нем («мокрая вода», «коренной абориген», «передовой авангард»);
- стилистическая неуместность («царский беспредел», «пофигист» в литературной речи; «коротенько», «зацикливаться» в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье и под.);