Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Роль внеклассной работы в формировании и, соответственно, дальнейшем развитии познавательного интереса младших школьников предусматривает методологическую переориентацию всего процесса обучения, индивидуально-дифференцированный и личностно ориентированный подход к обучению и оцениванию учебных достижений младших школьников, поэтому тема исследования является актуальной.
Этой проблемой занимались множество педагогов XIX и XX веков, например, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина, В.Ф. Одоевский и множество других однако, она до сей поры является не решенной, а от ее решения зависит будущее нашего общества. [25].
На сегодняшний день формирование познавательного интереса младших школьников как одна из важнейших целей образования, воспитания и развития личности ребенка 7–10 лет фигурирует в таких базовых документах, как Фундаментальное ядро содержания общего образования и Федеральный госуд
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………. 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………………….……. 6
1.2. Учёт психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста в формировании познавательного интереса ………………………..…… 15
1.3. Внеклассная работа как один из путей формирования познавательного интереса младших школьников …………………………………………….………..23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………...………………….28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ………..…..29
2.1. Анализ состояния работы по данной проблеме на базе практики ………….. 29
2.2. Изучение передового педагогического опыта и обработка полученной информации…………………………………………………………………………... 32
2.3. Разработка внеклассного мероприятия для формирования познавательного интереса младших школьников ………………………………………..…………… 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………...………………… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...……………. 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ……............ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………........... 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1.Банникова, О. В. Роль внеклассной работы в развитии познавательной активности школьников // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – №3. – С.70-75.
2.Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие. / В.С. Безрукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 381 c.
3.Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие /Н.В. Бордовская. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2014. – 693 с.
4.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: учебное пособие. / Л. С. Выготский – Москва : Наука, 2010. – 345 с.
5.Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20.00.2020 г. № 665. – Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/, свободный. – Заглавие с экрана. – Дата обращения 21.11.2021.6.Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М.И.Грабарь, К. А.Краснянская. – 3-е изд.– Москва: Дрофа, 2015. – 136 с.7.Граничина, О.А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований / О.А.Граничина. – Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2012. – 115 с.8. Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников / Н.В. Грачева. – Киров: Издательство «Буквица», 200. - 55 с.
9. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес : сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – Москва : Просвещение, 2002. – 258 с.
10. Денисенкова, Н. С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях. / Н.С. Денисенкова. – Москва : ИМПЕКС, 2009. – 122 с.
11. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Е.Б.Евладова, Л. Г. Логинова, Н.Н.Михайлова. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 352 с.12. Зайцева, И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных
Дети младшего школьного возраста могут применять в общении такие формы речи, как повторение, монолог, коллективный монолог, сообщение, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ. Со второго класса дети начинают переносить слова в новые ситуации.
Постепенно возрастает скорость письма и чтения, повышается их качество.
С третьего класса дети начинают правильно выделять знаки препинания, читают с интонацией, паузами, свободно, полно и последовательно пересказывают прочитанное. Также увеличивается темп чтения.
Важным новообразованием данного возрастного этапа является молчаливое чтение, поскольку это символизирует появление внутренней речи, планирования и рефлексии, то есть идет активное формирование учебной деятельности с сопутствующими психическими процессами.
Отечественные психологи и педагоги выделяют следующие основные компоненты учебной деятельности:
1) действия