Игра как средство воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Введение
Актуальность исследования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит развитие целостной личности ребенка основной задачей, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок погружается в социальное пространство и окружающую среду, формируются основные черты его характера, закладываются основы норм поведения в обществе. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения, которая предусматривает развитие коммуникативных качеств и формирование нравственно – этических норм у детей дошкольного возраста.
Исследованию проблемы воспитания культуры общения детей дошкольного возраста были посвящены труды М.И. Лисиной, О.С. Богдановой, Т.А. Репиной, С.В. Петериной, Е.О. Смирновой, А. Г. Арушановой и др.
Культура общения, по словам С.В. Петериной, предполагает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательном отношении, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обр
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста7
1.2. Особенности развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками12
1.3. Роль игры в воспитании культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста17
Выводы по I главе 23
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по воспитанию культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности24
2.1. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста24
2.2. Проектирование педагогической деятельности по воспитанию культуры общения старших дошкольников в игре 30
2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы34
Выводы по II главе. 39
Заключение41
Список источников и литературы43
Список источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
Учебная литература
3. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие; 3-е изд. [Текст] - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Балакай, А.А. Русский язык и культура речи: Языковая норма. Лексикография. Речевая культура: учебное пособие / А. А. Балакай. — Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2021. — ISBN 978-5-9239-1263-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/191132 (дата обращения: 01.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 11.
5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / Б.М. Бим-Бад. -М.: Дрофа, 2009. – 528 с.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение. [Текст] / А.А Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 328 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МПСИ, 2002. - 320с.
8. Болотина, Л.Р. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.» [Текст] /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2005. – 228 с.
10. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. – 102 с.
11. Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков: учебное пособие / Т. В. Гармаева. — Улан-Удэ: БГУ, 2021. — ISBN 978-5-9793-1572-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171785 (дата обращения: 01.04.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 21.
Проанализировав примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, можно определить содержание психолого-педагогической работы по развитию культуры общения в старшем дошкольном возрасте (1).
В содержание психолого-педагогической работы по развитию культуры общения в старшем дошкольном возрасте необходимо включать:
воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
привычку сообща играть, заниматься, трудиться;
воспитание уважительного отношения к окружающим (учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как отзывчивость, сочувствие);
воспитание с