Использование лингвистических игр как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка

В данной курсовой работе обоснована важность мотивации в учебном процессе. Предложены лингвистические игры по русскому языку для учащихся 5-9 классов.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.10.2022
Объем файла
72 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В современном мире с каждым десятилетием познавательные возможности детей повышаются и на смену старым методам и приемам педагогической деятельности незамедлительно приходят новые.
Изучение научных и сложившихся в школьной практике подходов к преподаванию указывают на то, что в настоящее время недостаточно применяются механизмы развития мотивации учащихся. Актуален вопрос организации условий для формирования необходимости школьника в самостоятельном получении знаний, достижении целей и налаживании отношений в процессе обучения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время внимание многих учёных в области методики преподавания русского языка к проблеме развития мотивации на уроках и во внеурочной деятельности повысилось в связи с тем, что именно мотивация связана с поиском наиболее оптимальных условий повышения эффективности учебного процесса. Мотивация склонна к изменениям в зависимости от качества и средств преподавания. Благодаря этому проблема ст

Содержание

Введение 2

Глава 1 Теоретические аспекты использования лингвистических игр как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка 5

1.1 Понятие «мотивация» в учебном процессе 5

1.2 Лингвистическая игра: сущность, виды 9

Выводы по главе 1 16

Глава 2 Практические аспекты использования лингвистических игр как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка 18

2.1 Методика работы с лингвистической игрой на уроках русского языка 18

2.2. Комплекс лингвистических игр на уроках русского языка для учащихся средней школы 22

Выводы по главе 2 27

Заключение 28

Список литературы 30

Список литературы

1. Алхазишвили А. А. Мотивационная основа обучения устной иностранной речи. Ученые записки МГТИЯ им. М.Тореза / А. А. Алхазишвили. - М., 1971. - Т. 60. - С. 180–186. 

2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П. М. Баев.- М.: Русский язык, 2014. – 169 с.

3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. – 400 с. 

4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М., 2011. – 207 с. 

5. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., «Педагогика», 1972. - 352 с. 

6. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 224 с.

7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский //Вопросы психологии. - 2011. - №6. – С.44-47.

8. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопросы психологии.— 2009. — № 6. – С.5-13

9. Зайцева, М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения / М. В. Зайцева. - М., ИД «Первое сентября», 2003.- 23 с.

10. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

11. Игровое моделирование: Методология и практика / Отв. Ред. И.С. Ладенко. – Ново- сибирск: Наука, 1987. – 230 с.

12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2012. - 512 с. 

13. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.

В зависимости от основного содержания игровых действий лингвистические игры можно разделить на два вида. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в нахождения ошибок в словах и т.п. Они выполняют обычные учебные действия, но выполняют эти действия в игре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания об имени существительном, падежах и т.п. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в склонении.