Особенности высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить особенности высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи и на этой основе разработать дифференциацию содержания коррекционной работ
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.10.2022
Объем файла
473 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Один из наиболее распространенных вариантов девиантного развития - общее недоразвитие речи (ОНР).
Согласно определению Л.С. Волковой, общее недоразвитие речи (ОНР) является сложным расстройством речи, при возникновении которого, дети не могут формировать все компоненты системы речи, связанные со смысловой и звуковой стороной, при наличии нормального слуха и интеллекта.
Проблема изучения данного феномена речи находится на стыке логопедии, специальной психологии и нейропсихологии.
Из всех психических функций, одна из самых сложных является речь. Формирование взаимосвязанных с речевым развитием психических функций, которые меняют свои функциональные возможности на протяжении всех этапов онтогенеза, под более избирательным воздействием.
Речь и другие стороны психического развития ребенка тесно связаны между собой. По мнению Л.С,Выготского, А.Р.Лурия и А.В.Запорожеца речь одновременно развивает память, внимание, мышление, воображение, а также целенаправленное поведение, которые являются немаловажными психическими процессами. Поэтому, речевой деятельности является проблемой для развития остальных высших психических функций.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Глава I.Теоретические основы изучения особенностей высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи……………………………….

1.1. Особенности развития высших психических функций в онтогенезе……………………………………………………….

1.2. Современные представления об общем недоразвитии речи…………….

1.3. Развитие высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………….

Глава II. Экспериментальное изучение особенностей высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи………………………………

2.1. Организация и методы проведения констатирующего эксперимента

2.2. Содержание констатирующего эксперимента и его результаты………

Глава III. Содержание коррекционно-логопедической работы по оптимизации ВПФ у детей с общим недоразвитием речи ………………………………….

3.1.     Принципы и структура формирующего эксперимента…………………

3.2.     Результаты формирующего эксперимента………………………………

Список литературы не найден

Данные группы были выбраны нами не случайно. Для детей с ОНР присущи нарушения предметного гнозиса, акустического узнавания в виде персевераций, мышления и речи, несформированности процессов обобщения, проявляющихся в непонимании или затруднённом понимании смысла рассказа. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом. При этом у детей с ОНР частота встречаемости ошибок выше, чем у детей нормы в связи с нарушением мыслительных операций, вследствие нарушения анализа и синтеза информации. Так же у детей ОНР наблюдается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. 
Поскольку дошкольный возраст представляет собой этап качественных и количественных новообразований, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считаем целесообразным исследовать речевые особенности лексики именно в этот период развития ребенка. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей. В дошкольном возрасте берет своё начало старт психических переживаний, которые связаны с вхождением ребенка в новые условия жизни, а именно атмосфера детского учреждения, его режимные моменты, новое социальное окружение, в том числе новые взрослые и сверстники.