Развитие словообразовательных умений у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из основных задач дошкольной образовательной организации является речевое развитие дошкольников, где особое внимание уделяется «…формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения...» [1].
С.Н. Цейтлин отмечает, что одним из условий развития грамотной речи у дошкольников является сформированность словообразовательных умений, которые основываются на умении выделять, дифференцировать морфемы, определять их общие значения [51]. По мнению В.В. Виноградова, Г.О. Винокура сензитивный период развития умений словообразования приходится на возраст 6–7 лет. В этот период ребёнок особое внимание обращает на морфемную структуру слова и самостоятельно может образовывать слова по типичным словообразовательным моделям [10, 11].
В связи с модернизацией дошкольного образования необходим поиск эффективных средств развития словообразовательных умений у детей в период дошкольного детства. По мнению А.К.Бондаренко [7], А.И.Сорокиной [39], Е.И.Удальцовой [47] дидактические игры являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника. А.А. Шипунова считает, что для развития словообразовательных умений важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с дидактическими играми, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации, многократную отработку умений [55]. По мнению А.Г. Арушановой, А.Р. Садовской дидактические игры – эффективное средство закрепления словообразовательных умений, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ [5, 36]. Однако в настоящее время недостаточно изучен вопрос развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры 7
1.1 Особенности развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет 7
1.2 Возможности дидактической игры как средства развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию словообразовательных умений у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры 21
2.1 Выявление первоначального уровня развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет 21
2.2 Педагогические условия развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры 30
2.3 Динамика развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m 1155.pdf.
2. Айнуллина А.В. Формирование навыков словообразования у дошкольников [Текст] / А.В. Айнуллина // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2020. – № 4. – С. 3–6.
3. Акулова, Е.Ф. Дидактическая игра как переходная форма старших дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению [Текст] / Е.Ф. Акулова // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 75–81.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений [Текст] / М.М. Алексеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с.
5. Арушанова, А.Г. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 256 с.
6. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse/Словообразование
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М., 1981. – 123 с.
9. Веряскина, А.С. Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений на словообразование [Текст] / А.С. Веряскина // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 4 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. – 2018. – С. 171–173.
10. Виноградов, В.В. Современный русский язык [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: «Русский язык», 2011. – 250 с.
11. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы [Текст] / Г.О. Винокур. – М., 2010. – 160 с.
12. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
13. Выготский, Л.С. Детская психология: Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
14. Галкина, И.А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / И.А. Галкина, Е.В. Галеева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-slovoobrazovaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-didakticheskih-igr/viewer
15. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. ФГОС [Текст] / В.В. Гербова. – М., 2014. – 70 с.
16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Учпедгиз, 2007. – 472 с.
17. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. – М.: Сфера, 2013. – 176 с
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Дидактические игры по развитию у детей 6–7 лет словообразовательных умений мы проводили с логопедом и воспитателем группы как фронтально, так и индивидуально. Аналогичные задания рекомендовали родителям для занятий с детьми в домашних условиях.
Процесс развития словообразовательных умений у детей 6–7 лет предполагал акцентирование внимания на организацию системы продуктивных словообразовательных моделей. Содержание работы предусматривало последовательное и системное формирование словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов, сложных слов (Таблица 6). В своей работе мы модифицировали дидактические игры, предложенные А.К. Бондаренко [7], А.Н. Давидчук [17], А.И. Сорокиной [39], Е.И. Тихеевой [44], Е.И. Удальцовой [47], Г.С. Швайко [54]. Дидактические игры, направленные на развитие словообразовательных умений у детей 6–7 лет представлены в Приложении В.