Формирование социальных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности

Целью работы является выявление эффективности различных методов и форм работы с детьми в формировании социальных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.08.2022
Объем файла
481 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2640 руб.
3300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. И одним из требований нового стандарта к личностным результатам освоения основной программы является «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций», то есть отмечается необходимость развивать социальную компетентность.
Под социальными компетенциями понимаются социальные функции, реализуемые школьниками в социальном поведении, деятельности и общении уже в школьные годы и во всей дальнейшей жизни. 

Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования социальных компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности……………………………8
Общая характеристика понятия «социальные компетенции»........8
Особенности формирования социальных компетенций у младших школьников………………………………………………….......................…….11
Анализ педагогического опыта формирования социальных компетенций у младших школьников в семье……………………………...….18
Выводы по главе 1……………………………………………………….....26
2. Экспериментальное исследование по формированию социальных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности....………..28
2.1. Диагностика сформированности социальных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности..……………………….…………..28
2.2 Программа формирования социальных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности..…………………………………...40
2.3. Методические рекомендации для родителей, детей и педагогов образовательного учреждения по формирования социальных компетенций младших школьников…………………………………..………….…….……....52
Выводы по главе 2.…………………………………………...………….....58
Заключение………………………….……………………………..……….59
Список литературы………..…………………………………….…………62
Приложение 1………………………………....………………………..…..69
Приложение 2..……………………………………………………………..72
Приложение 3..……………………………………………………………..74
Приложение 4..……………………………………………………………..81

Список литературы

Абибулаева, Ф. Э. Подходы к определению понятия «социальные компетенции» в общей и специальной психолого-педагогической литературе [Текст] / Ф. Э. Абибулаева // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. – Симферополь: Ариал, 2017. – С. 5-7.
Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
Балгужинова, Ж. Е. Развитие социальных компетенций обучающихся в условиях модернизации образования [Текст] / Ж. Е. Балгужинова // Педагогическая науки и практика. – 2020. - №3 (29). – С. 68-69.
Бахтиярова, Я. А. Роль семьи в социализации личности младшего школьника / Я. А. Бахтиярова // Коллективная среда обитания – основа сохранения преемственности поколений в России. – Лыткарино: Дубна, 2018. – 65-68.
Башаркина, Е. А. Анализ подходов к определению социально-личностных компетенций [Текст] / Е. А. Башаркина // Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. – С. 122-124.
Белицкая, Г. Э. Социальная компетентность личности [Текст] / Г. Э. Белицкая. – М.: ИП РАН, 2009. – 245 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 468 с.
Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психологи [Текст] / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – 528 с.
Бухаленко, Н. П. Понятия компетентность и компетенций в современном образовании [Текст] / Н. П. Бухаленко // Новая наука как результат инновационного развития общества. – Уфа: Агентство международных исследований, 2017. – С. 24-27.
Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. – 135 с.
Выготский, Л. С. Психология раз

Диагностика уровня сформированности социальных компетенций у детей на базе МБОУ «Курумканская СОШ №1» на этапе констатирующего эксперимента во второй главе настоящей выпускной квалификационной работы показала, что примерно у 35% детей социальные компетенции сформированы недостаточно: дети не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, не понимают необходимость понимания данных понятий, не могут объяснить свои поступки, им сложно общаться с людьми в новом коллективе. Они плохо находят общий язык, а также проявляют конфликтность и агрессивность в отношении окружающих, им сложно быть независимыми от мнения окружающих и тяжело отстаивать свое мнение, они часто не доводят обещанное до конца, не всегда могут отстаивать свою точку зрения. Следовательно, несформированность данных показателей свидетельствует о том, что у детей недостаточно сформированы социальные компетенции, что, в свою очередь, актуализирует разработку комплекса методов и приемов для формирования социальных компетенций у детей младшего школьного возраста в семье. 
По результатам констатирующего исследования нами был разработана и реализована программа формирования социальных компетенций детей младшего школьного возраста и составлен комплекс методических рекомендаций для родителей и педагогов. По результатам контрольного эксперимента можно утверждать, что обозначенные приемы и методы способствуют развитию младших школьников, формированию их самостоятельности в поиске новых знаний, решении нестандартных жизненных проблем. Успешное овладение младшими школьниками данными компетенциями облегчит их переход в среднее звено обучения, позволит оказать положительное влияние на умение выстраивать положительное межличностное взаимодействие со сверстниками, избежать негативного социального опыта (например, буллинга).