Гендерные особенности формирования физической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность. В настоящее время в системе дошкольного образования реализуется множество программ по физическому воспитанию, однако, ни в одной из них формирования физической культуры у детей старшего дошкольного возраста (далее СДВ) не рассматривается с позиции гендерного подхода, что нам представляется актуальным и очень важным, т.к. опыт ребенка 5-7 лет направлен на освоение культуры поведения, ценностных отношений со сверстниками и взрослыми, на основе которых происходит формирование культуры личности и гендерной идентичности. Такие процессы у детей протекают особенно активно в старшем дошкольном возрасте, так как этот период характеризуется активным развитием мотивационной, интеллектуальной, психической, эмоциональной сферы личности ребенка, у них формируется самосознание, происходит присвоение норм морали и правил поведения в социуме.
Однако современные программы физического воспитанию детей 5-7 лет не содержат в своем содержании рекомендаций относительно учета гендерных особенностей при формировании физической культуры ребенка, что приводит опосредованно в дальнейшем к овладению мальчиками «феминной» моделью поведения, а девочки, в свою очередь, вырастают агрессивными и грубыми. Однако физическая культура может быть наполнена богатым гендерным опытом, накопленным в процессе физического воспитания детей, даст возможность раскрыть уникальность формирования культуры личности ребенка на основе его гендерной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1 Теоретические предпосылки выявления гендерных особенностей формирования физической культуры у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.1. Психолого-педагогические основы организации процесса физического воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения 11
1.2. Обоснование гендерного подхода к формированию физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 23
1.3. Сущность и составляющие физической культуры у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей 42
Выводы по главе 1 51
Глава 2 Моделирование процесса физического воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения на основе гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста 53
2.1. Описание модели формирования физической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе их гендерных особенностей 53
2.2. Дидактические условия и методические особенности формирования физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 63
2.3. Методическое обеспечение процесса формирования физической культуры у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей их развития 73
Выводы по главе 2 88
Глава 3 Экспериментальное исследование гендерных особенностей процесса формирования физической культуры у детей
старшего дошкольного возраста 90
3.1. Организация, задачи и методы исследования 90
3.2. Динамика критериев и показателей физической культуры детей старшего дошкольного возраста, в условиях гендерного подхода к организации процесса физического воспитания в ДОУ 91
3.3. Анализ количественных и качественных результатов формирующего эксперимента 92
Не найдено
Модернизация структуры и содержания обучения в современно системе образования РФ напрямую связана с эффективностью и качеством жизнедеятельности ДОУ и его укладом как системообразующим фактором развития систем отношений мальчиков и девочек. В настоящее время уклад жизни в ДОУ как системообразующий фактор развития систем отношений мальчиков и девочек, детей и взрослых отражен в документах Министерства образования и трактуется в качестве совокупности норм, правил и иных регламентов, формирующих, сохраняющих и развивающих «устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций образовательного учреждения, порядок их осуществления, действующие в нем отношения различного характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности детей» .
Для того чтобы дети СДВ были не объектами, а субъектами своей жизнедеятельности необходимо создавать в ДОУ здоровую социальную среду, основой которой должны быть всесторонние условия для духовного самовыражения детей, формирования их гендерной идентичности, развития ребенка как личности, индивидуальности, с разнообразными гранями существования.