Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обществом востребованы люди, которые грамотны интеллектуально и у них хорошо развиты коммуникативные качества, стремящиеся к активному познанию окружающего мира. Данные требования к молодому поколению определены в Законе об образовании и других нормативных документах в сфере образования.
Согласно ФГОС Дошкольное образование речевое и познавательное развитие приоритетны в образовании и воспитании детей дошкольного возраста. Область познания включает развитие познавательного интереса, мышления, интеллекта. Уверенность движений руки ребенка напрямую связана с предметами, с которыми она взаимодействует (карандаш, ложка и пр.). От сложности движений увеличивается и ловкость руки. Развитие речи необходимо для освоения ребенком диалога и монолога, освоения разных речевых сторон с точки зрения фонетики, лексики, грамматики. Важным целевым ориентиром является «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими». Во ФГОС Дошкольное образование игра представлена особой формой, направленной на социализацию детей. Посредством общения в игре, в том числе, пальчиковой игры, дети раскрепощаются, раскрываются в личностном плане. То есть, игра является не просто развлечением, а особенным методом, влияющим на речевое, познавательное развитие детей, развитие мелкой моторики рук.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.....................................................................................................................7
1.1. Развитие мелкой моторики ребенка: сущность, подходы к изучению, особенности.......................................................................................................7
1.2. Возможности нетрадиционных средств рисования в процессе развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни……………………………..12
1.3. Использование пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни……………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ………………………………………………..21
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни………………………………………………………………………..21
2.2. Реализация пальчиковых игр и нетрадиционных средств рисования в развитии мелкой моторики у детей четвертого года жизни………………….27
2.3. Эффективность проведенной работы по развитию мелкой моторики
у детей четвертого года жизни …………………………………………………32
Выводы по второй главе………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………39
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной : популяр. пособие для родителей, гувернеров и воспитателей / Н. А. Алексеевская. – М. : Лист, 2016. – 144 с.
2. Артюхова Н. А. Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / урок РФ / Режим доступа: https://урок.рф/library/ispolzovanie_netraditcionni
3. Аюева И. А. Воспитывай личность / И. А. Аюева //Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 10-17.
4. Беззубцева В. Г. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму»/ В. Г., Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – М., ГНОМ и Д, 2017. – 82с.
5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая. – М.: Астрель, 2016. – 143 с.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 284 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики у детей. – Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. –136 с.
8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А От рождения до школы / Н.Е. Веракса и др. – Мозаика-Синтез, 2013 г. – 292 с.
9. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество /Н. Е. Веракса // Вопросы личностной психологии. – 2016. – № 7. – С. 3-8.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. – Т. 4. – 156 с.
11. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – М. : Сфера,2016. – 80 с.
12. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2017. – 131 с.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий,2007. –С. 12-17.
14. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова. – Дошкольное воспитание, 2006. – 11с.
15. Завьялова, М. Развитие воображения у дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством / М. Завьялова, Е. Часовская, О. Чеховских // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2019. –№3. – С. 4-5.
16. Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 65-69.
17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 228 с.
18. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М., 2003. – 56с.
19. Красильникова Н.А. Пальчиковые игры для развития речи / Игра и дети. – 2006 – №6. – С. 8-9.
20. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников: Методическое пособие / Е.Н. Лебедев - М.: Классик Стиль, 2004. – 254 с.
21. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2002. – 183с.
22. Микляева Н. В. Формирование мотивации творчества на основе техник рисования / Н. В. Микляева // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2018. – № 10. – С. 12-15.
23. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Издат. дом Карапуз, 2000. –265 с.
Ряд ученых, исследователей доказали тесную связь мышления, речи и моторики рук. Речь ребёнка улучшается, насыщается новыми словами под влиянием сигнала от рук или пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции как речь. Нетрадиционные техники рисования несут детям положительный опыт, а само рисование помогает раскрытию творческих возможностей.
Через рисование образно познается мир, что оказывает влияние и на интеллектуальное воспитание ребенка. По детским рисункам можно увидеть, как развита мелкая моторика рук. Чтобы усилить развитие моторных навыков рук используются нетрадиционные техники рисования, например, тампонирование, рисование пальцами, рисование ладошкой, набрызг и др. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования указывает на тот факт, что полученные детьми-дошкольниками знания не ограничены программными рамками. Ребенок знакомится не только с самой нетрадиционной техникой рисования, но и с ее особенностями.