Коррекция ротацизма у дошкольников со стертой формой дизартрии

Цель исследования: обосновать, разработать, апробировать и оценить эффективность комплекса упражнений по коррекции ротацизма у дошкольников со стертой формой дизартрии
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.10.2022
Объем файла
315 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями: дети поздно начинают говорить, говорят неправильно, их речь нечеткая, часто непонятная даже родителям. С подобными жалобами родители обращаются к неврологам, логопедам и другим специалистам. В век цифровых технологий и родители, и дети заняты гаджетами, все меньше времени уделяется речевому развитию ребенка, а ведь правильная и красивая речь – это залог успешной социализации любого человека. Поэтому все большее число детей нуждается в коррекции звукопроизношения, особенно остро этот вопрос встает у родителей старших дошкольников. По статистике, представленной Н. В. Макаровой в исследовании основных проявлений недостаточности звукопроизношения, у детей с общим недоразвитием речи в 50–80% в ходе обследования отмечается стертая форма дизартрии. В 30–40% случаев при комплексном обследовании детей, имеющих в заключении «сложную дислалию» в структуре фонетико-фонематического развития, могут быть выявлены минимальные дизартрические расстройства.
Коррекция ротацизма – наиболее распространенный запрос родителей перед поступлением ребенка в школу, так как именно к этому моменту произношение звука [р] должно быть нормированным. Для коррекции дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста логопеду требуется грамотно подобранный и систематизированный практический материал. Логопедия, как и любая друга наука, не стоит на месте, а постоянно совершенствуется, к тому же, современные проблемы требуют усовершенствованные пути решений. В основе данной работы лежит разработка и апробация эффективных методик по коррекции ротацизма у дошкольников со стертой дизартрией. Таким образом, тема исследования является актуальной в условиях современного мира, не имеет однозначного научного решения и является недостаточно разработанной при ее высокой практической значимости.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Теоретические основы коррекции ротацизма у дошкольников со стертой формой дизартии 7

1.1 Дизартрия как форма речевого дизонтогенеза 7

1.2 Особенности проявлений стертой формы дизартрии у дошкольников 15

1.3 Методические основы коррекции ротацизма у дошкольников со стертой формой дизартрии 22

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование коррекции ротацизма у дошкольников со стертой формой дизартрии 32

2.2 Разработка и апробация комплекса упражнений по коррекции ротацизма у дошкольников со стертой формой дизартрии 43

2.3 Результаты обучающего эксперимента и их анализ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. - Текст : непосредственный.

2. Ануфриева, К.И. Особенности орального и артикуляционного праксиса у дошкольников с легкой степенью дизартрии // Вестник магистратуры. 2019. №7-1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-oralnogo-i-artikulyatsionnogo-praksisa-u-doshkolnikov-s-legkoy-stepenyu-dizartrii (дата обращения: 27.01.2022). – Текст : электронный.

3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии: учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с . – Текст : непосредственный.

4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.

5. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 279 с. : ил. – (Коррекционная педагогика). ISBN 978-5-9500494-0-8. – Текст : непосредственный. 

6. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. –– М.: Книголюб, 2004. – 56 с. – Текст : непосредственный.

7. Борисова, А. Е., Моругина, В. В. Логопедическая работа по коррекции ротацизма у детей дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. - №3-1. – С. 57-60. – Текст : электронный.

8. Борисова, Д. С. Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников // Символ науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-podhodov-v-korrektsii-narusheniy-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 12.12.2021). – Текст : электронный.

9. Баряева, Л. Б., Лопатина, Л. В. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников // Специальное образование. 2020. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-metodik-logopedicheskoy-raboty-po-preodoleniyu-rechevogo-defekta-pri-stertoy-dizartrii-u-doshkolnikov (дата обращения: 03.12.2021). – Текст : электронный.

10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов по спец. 050715.65(031800) - Логопедия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009. - 286; - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 284-287. - ISBN 978-5-691-01781-0. – Текст : непосредственный.

11. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Концепт. 2016. №S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-prosodii-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-razlichnogo-geneza (дата обращения: 15.12.2021). -  Текст : электронный.

12. Бояркина А. А. Научно-методические подходы к логопедической работе по преодолению звукопроизносительных нарушений у детей с дизартрией // Архивариус. 2020. №6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskie-podhody-k-logopedicheskoy-rabote-po-preodoleniyu-zvukoproiznositelnyh-narusheniy-u-detey-s-dizartriey (дата обращения: 05.12.2021). – Текст : электронный.

13. Буслаева Елена Николаевна, Страхова Мария Александровна Механизмы развития голосовых нарушений при дизартрии // Проблемы педагогики. 2018. №7 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-razvitiya-golosovyh-narusheniy-pri-dizartrii (дата обращения: 27.01.2022). – Текст : электронный.

14. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии. [Текст] / М.: Библиоглобус, 2003. – 189 с. – Текст : непосредственный.

15. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей: учеб. пособие / Г. А. Волкова. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45с. -. – Текст : непосредственный.

16. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. - Текст : непосредственный.

17. Волосатова Е. Л., Шереметьева Е. В. Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-differentsiatsiya-stertoy-dizartrii-i-dislalii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.12.2021). – Текст : электронный.

18. Гайворонская Е. А., Гордина Н. А. Проблемы педагогической и логопедической коррекции стертой дизартрии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pedagogicheskoy-i-logopedicheskoy-korrektsii-stertoy-dizartrii (дата обращения: 11.12.2021). – Текст : электронный.

19. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / СПБ, 2007. – Текст : непосредственный.

20. Гребнева Е.А. К проблеме изучения стертой формы дизартрии у дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44426 (дата обращения: 24.01.2022). – Текст : электронный.

21. Гуровец, Г. В., Давидович, Л. Р., Маевская, С. И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. [Текст] // Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 2016.  -  С. 73-79. – Текст : непосредственный.

 

Еще одним эффективным приемом является постановка звука от слога [за] c удлиненным произнесением [з]. При многократном повторении слога ребенок перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам – должен получиться фрикативный [р] в сочетании с гласным. Далее при помощи зонда производятся быстрые движения вправо-влево. При возникновении вибрации слышится достаточно чистый звук [р]. При использовании данного способа отпадает необходимость автоматизации звука с гласным, так как в результате возникает готовый слог. При дальнейшей работе уделяется внимание  вызыванию слогов: ра, ры, ру. При постановке [р`] используется слог [зи], далее – слоги: зе, зя, зё, зю.
Эффективным помощником при постановке звука может оказаться упражнение «болтушка» («индюк»): высовывая широкий язык на звуке [ы], ребенок выполняет движения вперед-назад по твердому небу. В момент касания языком альвеол слышен одноударный звук [р]. Упражнение «грибок» так же может служить опорой при вызывании [р]. Присасывая язык к твердому небу и фиксируя его положение, делается резкий короткий выдох через рот: воздушная струя должна быть направлена на кончик языка, подключается голос.