Формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. Воспитание как целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм поведения индивида в обществе начинается с появления ребенка на свет. В процессе воспитания всегда участвуют семья, все общественные институты, образовательные организации, СМИ, религия и конечно сама личность.
Если рассматривать культуру поведения как устойчивые формы поведения в различных видах деятельности, то важным будет насколько рано мы начнем ее формировать. Учащиеся младших классов на сознательном уровне принимают правила, указания, инструкции и следуют им с охотой такой степени, какой никогда более не будет у них на последующих этапах развития. Знание социальных норм и правил, созидательное духовное начало позволяет ребенку в будущем стать полноправным членом современного общества.
Важность вопросов нравственного воспитания обусловлено проблемами современности, попытками пересмотреть историю, двойными стандартами поведения в обществе, а также отсутствием эффективной воспитательной системы нравственного воспитания младших школьников.
Все мы знаем, что воспитанность человека определяется мерой его поведения в обществе. Степень воспитанности всегда можно увидеть через личные поступки, общение детей. Безусловно, культуре поведения детей всегда уделялось большое внимание. Тем ни менее проблема негативных поведенческих проявлений школьников обостряется с каждым годом.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1. Сущность культуры поведения 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 12
1.3. Педагогические условия воспитания культуры поведения младших школьников 19
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Педагогический эксперимент по воспитанию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.1. Диагностика культуры поведения младших школьников 34
2.2. Внедрение в практику педагогической системы внеурочной деятельности, направленной на формирование культуры поведения у младших школьников 42
2.3. Сформированность культуры поведения на завершающем этапе педагогического эксперимента 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список используемых источников 65
Список используемых источников
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 148 с.
2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 2017. С. 29-41.
3. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. 2017. N 3. С.69-71.
4. Баландина Е. В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час // Педсовет,2017.Ш1.С.4-5.
5. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012. 128 с.
6. Большой толковый социологический словарь /Пер. с англ. - М, 2013.-Т. 2.528 с.
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М: Просвещение, 1977. 65 с.
8. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. - Новокузнецк: Изд- во МОУ ДПО ИПК, 2014. 51 с.
9. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться.М.:Академическ. Проект, 2004. 142 с.
10. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитатат. работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 2019. 222 с.
11. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие /И.А.Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред.В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. 336 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М: Союз, 2006. 224 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М: Изд. Моск. Ун. - та, 1985. 45с.
14. Горбунова Н.А. Родительские собрания в нач. школе: Волгоград: Учитель, 2019. Ч.1. 96 с. Ч.2. 96 с.
15. Гуткина Н. И. Детский практический психолог в школе: метод. пособие. М: Академия, 2004. 328 с.
16. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. М.: ВАКО, 2003. - 240с.
17. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы и функционирование воспит. системы «Новая цивилизация» /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. М.: Народное образование, 2004. 300 с.
18. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя // Классный руководитель, 2006. №7. с. 49
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. М.:Флинта, 2018. 496 с.
20. Карнилова В. И. Классный час «Хорошие манеры» / Классный руководитель. 2009. № 2. С. 71-81.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогика.М.: Академия,2003.с.538
22. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь М: Академия, 2001.176 с.
23. Корчинова О. В. Детский этикет. Ростов на Дону: Феникс. 2002.186 с.
24. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников / В. О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.223 с.
25. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников / А. В. Мудрик. Краснодар, 2014. 234 с.
26. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2018. 236 с.
27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. 976 с.
28. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Юрайт. 2017.-с.3-96.
Формы работы, направленные на формирование культуры поведения детей среднего и старшего школьного возраста, довольно разнообразны: классные часы по нравственной тематике; уроки общения, уроки- путешествия; КВНы, различные викторины, турниры и праздники, посвященные культуре поведения; дискуссии по нравственным поступкам; тренинги нравственного самосовершенствования; акции помощи (например, пожилым людям, детским домам); классные часы по нравственной тематике; деловые и театрализованные игры, творческие проекты и т.д. Педагог дополняет имеющиеся у учащихся знания о культуре поведения в быту и в социуме, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования своим авторитетом.
Организация процесса формирования культуры поведения старшеклассника может осуществляться путем реализации досуговых программ на основе проектирования, которое на сегодняшний день занимает одну из ведущих позиций социальных технологий. Проектирование представляет собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблемы взаимодействия школьников и выявлении причины ее возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленной цели.