Развитие у старших дошкольников с общим недоразвитием речи диалогической речи

Цель исследования: на основе изучения научной литературы и эмпирического исследования установить психолого-педагогические условия развития у старших дошкольников с ОНР диалогической речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.10.2022
Объем файла
246 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Одна из основных задач воспитания и обучения дошкольников это развитие речи, речевого общения. Умение владеть родным языком – это способность корректно строить предложения. Дошкольник должен уметь рассказывать, то есть не только называть предмет, но и уметь его охарактеризовать, описать определенное событие, явление, последовательность действий. 
Огромное значение для старшего дошкольника имеет диалог, позволяющий сформировать межличностные отношения, и влияющий на успешное овладение родным языком. Сформированная диалогическая речь выступает необходимым условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи - возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Научно-теоретические основы развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи диалогической речи 7

1.1. Закономерности развития диалогической речи в онтогенезе 7

1.2. Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 11

1.3. Методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи диалогической речи 17

Выводы по 1 главе 22

Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 24

2.1. Общая организация исследования 24

2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у старших дошкольников с ОНР диалогической речи 27

2.3. Программно-методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи диалогической речи 32

Выводы по 2 главе 40

Заключение 41

Список использованных источников и литературы 46

Список используемой литературы и источников

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-синтез, 2017. – 272 с.

2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре  [Текст] / О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2018. - 136 с.

3. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. – М.: Просвещение, 2018. – 196 с.

4. Васильева, И.И. Психологические особенности диалога: Дисс. ... канд. психол. Наук. [Текст] / И.И. Васильева. – М.: Просвещение, 2017. – 181 с.

5. Вершина, О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи [Текст] / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2018. – 246 с.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2017. – 144 с.

7. Воспитание детей старшей группе детского сада [Текст] / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2019. – 185 с.

8. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2017. – 420 с.

9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.:Просвещение, 2015.- 210с.

10. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Владос, 2016. – 168 с.

11. Доронова, Т.Н. Играем в театр [Текст] / Т.Н. Доронова. М.: Педагогика, 2017. – 94 с.

12. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук [Текст] / Н.В. Елкина. М., 2017. – 16 с.

13. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2018. – 142 с.

14. Катаева, В. Г. Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.Г. Катаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №4. – С. 166 – 169.

15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. М.:Просвещение, 1985. – 233с. 

16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб.: Питер, 2015. – 160 с.

17. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М: Просвещение, 2018. - 16 с.

18. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2019. – 268 с.

19. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. Минск, 2016. – 115 с.

20. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2019. – 300 с.

21. Методы обследования речи детей [Текст] / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2019. – 240 с.

22. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. М.: Гном, 2019. – 168 с.

23. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика. 2016. – 144 с.

24. Пиаже, Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» [Текст] / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — СПб.: Союз, 1997. — 282 с.

25. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. В.В. Ветрова. М.: Педагогика, 2018. – 234 с.

26. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2108. – 315 с.

27. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи [Текст] / Ф. А. Сохин // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 4–16. 

28. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2018. – 312с. 

29. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Изд. – во: ГНОМ и Д, 2016. – 128 с.

30. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2017. – 359 с.

31. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2017. 259 с.

32. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. –

М.:Психология, 2001. – С. 65 – 82

33. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. — М.:

Академия, 2000. — 248 с

Второе задание «Задай вопрос»: 0% детей имеют высокий уровень. Второе задание оценивалось по двум критериям: по количеству заданных вопросов и по логике. По количеству заданных вопросов: 41,6% детей справились с заданием на 2 балла и 58.4% детей – не справились с заданием совсем. По логике: 25% старших дошкольников задавали вопросы, которые схожи по логике. 30% детей задавали вопросы, которые не относились к теме беседы. Например, «В каком доме ты живёшь?», «У тебя есть папа?», «Как гриб растёт?», «Как дождик капает?», «А ты ходишь в садик?». 55% не смоги сформулировать ни одного вопроса, у детей возникали трудности понимания ситуации, подбора и отбора лексики по заданному вопросу, трудности и структурирования и оречевления материала. Выполнение второго задания показало, что старшие дошкольники с ОНР отвечают на вопросы лучше, чем их сами задают.  Оценка выполнения задания: От 6 и больше – 3 балла; От 1 до 5 – 2 балла; Не справился с заданием – 1 балл.  Третье задание «Составь диалог»: 58,3% детей справились с данным заданием на 2 балла (средний уровень развития) и 41,7% не справились с заданием полностью (низкий уровень), не определив тему беседы. Данное задание вызвало наибольшие затруднения. Детям было сложно придумать тему диалога, его начало и конец. В ходе диалога применяли лишь простые предложения. В ходе составления диалога дети были кратки и наблюдалась простота синтаксических и лексических средств, при этом они описывали картинку и придумывали имена героям иллюстрации. Например: «Петя зовёт Машу погулять», «Петя ищет листья Маше», «У Маши листья».