Творческий проект как средство развития креативных способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных направлений современной школы является развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, белее эффективных технологий, призванных содействовать развитию креативных способностей детей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения, формированию навыков саморазвития и самосознания.
Поэтому актуальна проблема поиска средств развития интеллектуальных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников. Одним из таких средств является творческий проект.
Таким образом, выбранная тема «Творческий проект как средство развития креативных способностей детей младшего школьного возраста» на сегодня является актуальной.
Объект исследования: креативные способности младших школьников.
Предмет исследования: творческие проекты как средство развития креативных сп
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие, виды и специфика применения творческих проектов в начальной школе……
1.2. Особенности развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста……
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ…………
2.1 Организация выполнения творческих проектов на уроках в начальной школе………
2.2. Педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию креативных способностей у детей посредством применения метода творческих проектов………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Список использованных источников
1. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб-ное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М. : Эксмо, 2008. – 320 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 316 с.
4. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер. – М. : Оникс, 2012. – 336 с.
5. Викина, У.С. Психолого-педагогические условия развития творческих способно-стей у детей младшего школьного возраста / У.С. Викина // Педагогика и психология. – 2017. – № 3. – С. 56-59.
6. Вундт В. Введение в психологию. Хрестоматия по вниманию / В. Вундт. – М. : АСТ, 2008. – 704 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский / Психологический очерк. – СПб.: Союз, 1997. – № 3. – 92 с.
8. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта [Текст] / Д. Гилфорд // Психология мышле-ния: сборник: пер. с нем. и англ. / под ред. А.М. Матюшкина. – М. : 1965. – С. 433-456.
9. Гнайко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания [Текст] / Н.М. Гнайко. – М. : Изд-во ИПРАН, 1994. – 316 с.
10. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова // Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учеб-ная литература», Издательский дом «Федоров». 2016. – 224 с.
11. Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – №3. – С. 91-107.
12. Дункер, К. Подходы к исследованию продуктивного мышления/ К. Дункер // Хре-стоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, 2008. – С. 22-31.
13. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. – М. : Международный Образователь-ный и Психологический Колледж, 2003 г. – 197 с.
14. Кузьмин. А.В. Творческие проекты в образовательной среде: материалы III Горча-ковского форума творческих проектов / А.В. Кузьмин. – СПб., АЙСИНГ, 2012. – 80 с.
15. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и прак-тикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 291 с.
16. Моро, М.И. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. – М.: Просвещение, 2015. – 124 с.
17. Пиаже, Ж. Природа интеллекта / Ж. Пиаже // Хрестоматия по психологии: психо-логия мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008. – С. 32-40
18. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра-зования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
Деятельность начинает подразделяться на осуществляемую ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельность, направленную на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата.
Креативность является характеристикой личности, которая свидетельствует о способности личности к творчеству. Так, О.М. Дьяченко выделила следующие основные критерии проявления креативности у детей:
уровень оригинальности выполнения творческих задач;
использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов могут применяться в качестве деталей для построения других.
Развитие креативности происходит вместе с развитием личности и интеллекта.
Следует отметить, что креативность в детском возрасте в различные возрастные периоды развивается и изменяется неравномерно. Младший школьный возраст представляет собой сенситивный (чувствительный) период, наиболее благоприятный для развития креативност