Влияние обучающих игр на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа, целью которой является теоретический анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме, целях и задачах речевого развития старших дошкольников, роли обучающих игр в их речевом развитии и создание условий для развития речи дошкольника через обучающую игровую деятельность. В ходе исследования автор изучает научно-методическую и психологическую литературу по данной теме; рассматривает требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Речевое развитие», особенности речевого развития дошкольников; определяет сущность понятия обучающей игры, ее структуру и виды, рассмотреть основы педагогического руководства обучающей игрой; проводит опытно-экспериментальную работу по речевому развитию старших дошкольников через обучающую игровую деятельность и определить ее эффективность.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.10.2022
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди имеют возможность общаться друг с другом, познавать окружающий мир, осуществлять различные виды деятельности. Этап дошкольного возраста более сензитивный для развития, интенсивного освоения и именно становления речи малыша. Формирование правильной речи является одной из основных задач и проблем дошкольного образования и одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста, так как на протяжении последнего двадцатилетия наблюдается неуклонное снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования речевое развитие ребенка-дошкольника включает в себя овладение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетичес

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..……3

 1 Теоретические основы речевого развития дошкольников …………...…..7                                                                                        

1.1 Характеристика образовательной области «речевое развитие»  в ФГОС ДО……………………………………………………………….……. 7                                                      

1.2 Особенности речевого развития дошкольников ………….………….…. 14

1.3 Методы речевого развития дошкольников  по возрастам …………...… 23

2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния обучающих игр на речевое развитие старших дошкольников………  …… 37

2.1 Констатирующий эксперимент ………………………………………….. 37

2.2 Формирующий эксперимент …………………………………………….. 42

2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……. 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………… 51

ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план использования  дидактических игр по развитию речи…………………..………………….... 54 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Циклограмма совместной и самостоятельной 

деятельности детей 5-7 лет по речевому развитию…………………….….56

ПРИЛОЖЕНИЕ В Паспорт проекта «Цветок-волшебник» ………………58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Агеева Ю.Речевое развитие в соответствии с ФГОСдошкольного образования - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/rechevoe-razvitie-detey-v-sootvetstvii-fgos-dou-3212290.html(Дата обращения 02.01.2022 года)
2.Буравихина М. Проблемы речевого развития дошкольников на со-временном этапе - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-problemy-rechevogo-razvitija-doshkolnikov-na-sovremenom-yetape.html (Дата обращения 29.12.2021 года)
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет, М. Мозаика-Синтез, 2018 год
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду 6-7 лет, М. Мозаика-Синтез, 2018 год
5.Гущина С.В. Сущность дидактических игр- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/15/sushchnost-didakticheskikh-igr  (Дата обращения 02.12.2021 года)
6.Ерёмина Н.Н. Речевое развитие в рамках ФГОС дошкольного образования 2021 год  - [Электронный ресурс] - Режим досту-па:https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/07/22/rechevoe-razvitie-v-ramkah-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения 13.12.2021 года)
7.Ильина Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (243). - С. 175-177. -[Электронный ресурс] - Режим доступа:URL: https://moluch.ru/archive/243/56107/ (дата обращения: 08.01.2022).
8.Карпова Г.Ю. «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников» - [Электронный ресурс] - Режим досту-па:https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00740770_0.html (Дата обращения 04.11.2021 года)
9.Кузеванова О.В., Коблова Т.А.Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Электронная научная библиотека [Электронный ресурс] - Режим досту-па:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17778914 (Дата обращения 03.01.2022 года)
10.Ладанова М.А. Речевое развитие детей в соответствии с ФГОС ДОУ - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://infourok.ru/kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-rechi-v-doshkolnom-vozraste-4108516.html (Дата обращения 15.12.2021 года)
          11. Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 213-214. —- [Электронный ресурс] - Режим доступа:URL: https://moluch.ru/archive/181/43253/ (дата обращения: 20.11.2021).
12.Перова М.А. "Речевое развитие" программы "От рождения до школы", «Альманах педагога-[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22134(Дата обращения 15.12.2021 года)
13. Проценко О. Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-didakticheskih-igr.html, (Дата обращения 24.10.2021 года)
14.Родюкова Н. Проблемы речевого развития ребенка в старшем до-школьном возрасте. Пути их решения-[Электронный ресурс] - Режим досту-па:https://www.maam.ru/detskijsad/-problemy-rechevogo-razvitija-doshkolnikov-na-sovremenom-yetape.html(Дата обращения 04.12.2021 года)
15. //Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studwood.ru/1338791/pedagogika/obuchayuschie_igry_funktsii_osobennosti_osnovnye_vidy (Дата обращения 05.01.2022 г.)
16.Обучающая_игра- [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обучающая_игра (Дата обращения 07.12. 2021года)
17. Пахомова Н.Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр- [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-rechi-doshkolnikov-cherez-didakticheskie-igry.html, (Дата обращения 18.11.2021 года)
18. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования Приказ Минобрнауки- [Электронный ресурс] - Ре-жим доступа:https://fgos.ru/fgos/fgos-do (Дата обращения 08.11.2021 года)
19. Филина Е.П. Особенности развития речи детей дошкольного воз-раста - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b3ac69a5c53b88521316d27_0.html (дата обращения 04.01.2022 года).
20.Шилова Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного воз-раста - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://dodiplom.ru/ready/110334
(дата обращения 24.12.2021 года)

К участию в анкетировании привлекли 20 родителей. Подводя итог анкетирования, можно отметить, что большинство родителей (90%) заинтересованы в повышении уровня развития речи своего ребенка, но у 50% он ассоциируется со знанием букв и умением читать.  3 ребенка из группы действительно умеют читать. Все родители 1-3 раза в неделю читают детям книги, у всех дома есть детская библиотека. 70% родителей уверены, что у их детей все в норме, остальное исправится, как пойдут в школу, время еще есть, хотя по результатам диагностики у большинства детей проблемы со звукопроизношением. 40% родителей покупают рабочие тетради с заданиями по речевому развитию. На основании анкетирования воспитателями группы было решено провести внеочередное родительское собрание на тему «Возрастные особенности речевого развития детей 5-7 лет». На собрании педагоги группы познакомили родителей с основными направлениями и задачами речевого развития детей старшего дошкольного возраста, осветили общие проблемы речевого развития воспитанников, выявленных в ходе педагогической диагностики и пробелы в организации речевого развития в домашних условиях. Родителям было предложено объединить усилия по преодолению возникших проблем. Далее работа с родителями проводилась в соответствии с планом: ежемесячно педагоги разрабатывали консультации для родителей по организации обучающе-игровой деятельности по речевому развитию в соответствии с выявлением индивидуальных особенностей речевого развития каждого воспитанника в процессе освоения образовательной программы, образовательной области «Речевое развитие». Хочется отметить, что родители активно включились в процесс, играли дома с детьми в рекомендованные игры, создавали речевые ситуации, изготавливали вместе с детьми книжки-малышки с занимательными заданиями.