Педагогическое сопровождение развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Во многих исследованиях педагогическое сопровождение определяется как деятельность педагога (Е. А. Александрова А.В. Мудрик, Н. Л. Коновалова, О.И. Логашенко, Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченкова, в дошкольном образовании - А.Р. Уразова, М.В. Бывшева) или сообщества педагогов (М.Р. Битянова и др.), которая направлена на сопровождение какой-либо деятельности обучающегося или на сопровождение обучающегося в какой-либо деятельности. Так, в исследованиях Л.М. Левина речь идет о «педагогическом сопровождении самостоятельной работы студентов» [14], С.В. Алексеева и С.А Усковой – о «сопровождении профессионально-педагогической деятельности учителя» [3], Т.Н. Сапожниковой – о «педагогическом сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников» [21], О.И. Логашенко - о педагогическом сопровождении научно-практической деятельности [15], А.Л. Уманского - о педагогическом сопровождении детского лидерства [24], Т.В. Савищевой - о педагогическом сопровождении профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза [20]. Автор М.В. Бывшева рассматривает педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в процессе развития когнитивных способностей [9], Е.А. Рыбакова - педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в творческой деятельности [19].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы педагогического сопровождения развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие «когнитивные способности» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Педагогическое сопровождение развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Основы развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста 16
Вывод 21
2. Практическое исследование педагогического сопровождения развития когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста 22
2.1 Изучение уровня развития когнитивных способностей 22
2.2 Содержание работы по развитию когнитивных способностейудетей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 28
2.3 Результаты исследования и их анализ 33
Вывод 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова К. А., Мудрик А.В. др. Психолого-педагогические проблемы современного социума. – 2018.
2. Акимова М. К., Рубинштейн С.Л.. Концепция построения комплексного индивидуального сопровождения обучающихся с глубокими нарушениями зрения //Психолого-педагогический поиск. – 2019. – С. 181.
3. Алексеев С. В., Ускова С. А. Сопровождение профессионально-педагогической деятельности учителя: понятийное поле и сущностные характеристики //Фундаментальные исследования. – 2015. – Т. 17. – №. 2.
4. Алисова И. В., Колосницына Т. С., Нестерова С. Л. Развитие интеллектуально-языковых способностей у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные вопросы развития современной науки и образования. – 2019. – С. 14-19.
5. Антошкина А. А. Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами настольных игр //Управление развитием профессиональных компетенций педагога при работе с детьми в условиях онтогенетического и дизонтогенетического развития. – 2019. – С. 8.
6. Батаева Е. В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования //Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – №. 4.
7. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. – " Издательский дом"" Питер""", 2021.
8. Богоявленская Д. Б., Дружинин В.Н. и др. Исследование особенностей общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом //Наука сегодня: теоретические и практические аспекты [Текст]. – 2018. – С. 151.
9. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания :дис. – 2019.
10. Коваленко Д. П., Петрова С. С. Особенности интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста //Вопросы педагогики. – 2020. – №. 11-2. – С. 175-179.
11. Колосницына Т. С., Нестерова С. Л. Развитие интеллектуально-языковых способностей у детей старшего дошкольного возраста //ББК 60 А 43. – 2019. – С. 14.
12. Князева Е. Г. Когнитивная наука и основы лингвистического знания //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2018. – №. 2. – С. 34-38.
13. Купатенко Я. Г., Нестерова Н. В. Когнитивные способности мозга человека. Когнитивные методы воздействия на человека для улучшения физиологических, психологических и поведенческих характеристик в целях личностного, профессионального и социального роста //Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – №. 8. – С. 65-74.
14. Левина Л. М. Проектирование педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015. – №. 1. – С. 228-234.
15. Логашенко О. И., Шапошникова Т. Л., Ломакина Л. И. Эффективность психолого-педагогического сопровождения научно-практической деятельности студентов-психологов //ProblemsofEducationinthe 21st Century (PedagogicalandPsychologicalProblemsinModernEducation). – 2018. – Т. 7. – С. 180-192.
16. Матюшкин А. М. и др. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. – 2019.
17. Орлова Н. В. Психофизиологические условия развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста //Молодой ученый. – 2020. – №. 6. – С. 214-219.
18. Пиратов Н. А. Влияние цифровой реальности на когнитивные способности человека //Человек в цифровой реальности: технологические риски. – 2020. – С. 52-54.
19. Рыбакова Е. А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности //Челябинск. – 2018.
20. Савищева Т. В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования //Москва. – 2018.
21. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников //Международная научно-практическая конференция «Детское движение как социокультурный и педагогический феномен», посвященная. – 2018. – С. 139-143.
22. Стожарова М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения //Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. – 2020. – С. 306-311.
23. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Litres, 2021.
24. Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства //Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №. 3 (40).
25. Чепкасова Е. В. Когнитивные способности и навыки в контексте современного образования //Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2019. – №. 3. – С. 84-87.
26. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности //Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – №. 2. – С. 15-26.
Материалы таблицы 5 и диаграммы на рис. 5 позволяют определить, что число детей, во время контрольного этапа, проявляющих средний и высокий уровень развития мышления, по сравнению с этим же уровнем констатирующего этапа, увеличилось. Соответственно, сократилось число детей с низким уровнем развития.
Анализируя результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах, видим, что у каждого ребенка была положительная динамика развития когнитивных способностей. Дети дошкольного возраста стали больше стремится получать знания, проявлять инициативность, самостоятельность, стали мало отвлекаться, проявлять упорство и старание в достижении результата. У детей уменьшилось время выполнения заданий, повысилось количество положительных ответов. Дошкольники которые находятся на низком уровне развития когнитивных способностей, а именно памяти, так же увеличили свои результаты, многие пробелы в знаниях удалось заполнить. Дети начали проявлять самостоятельность в выполнении задания, во время трудностей при решении задания обращались за помощью к педагогу.
Таким образом, рассмотренный нами комплекс, направленный на развитие когнитивных способностей старших дошкольников показал значительный результаты.