Современные методики и приемы обучения написанию сочинений на уроках русского языка в 11 классе

Дипломная работа, цель которой заключается в выявлении особенностей методики организации и проведения уроков по подготовке учащихся к написанию сочинений (с учетом особенностей типов текста). В ходе исследования автор излагает теоретические основы обучения написанию сочинений на уроках русского языка в 11 классе; рассматривает методики работы над сочинением в 11 классе; проанализировал современные приемы обучения написанию сочинений в 11 классе в зависимости от вида сочинения; раскрывает основные направления методики работы на сочинением в 11 классе; выявляет этапы подготовки к написанию сочинения уроках русского языка в 11 классе.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.10.2022
Объем файла
91 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Тема нашей выпускной квалификационной работы «Современные методики и приемы обучения написанию сочинений на уроках русского языка в 11 классе». Тема является актуальной, так как обучение развитию речи – один из основных разделов методики преподавания русского языка. Сочинение – это основное упражнение по развитию речи.
Речь является основным показателем уровня культуры, мышления и интеллекта человека. Современная методика русского языка определяет речь как вид деятельности человека, который влияет на содержание и организацию работы по развитию речи учащихся, особенно на обучение способам составления высказываний. Современная методика считает письмо одним из видов работы, направленной на обучение созданию высказывания. Композиция приближает ученика к осуществлению вокальной деятельности. Дети не могут сразу приступить к написанию сочинений, для этого необходимо сначала научить детей.
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы обучения написанию сочинений на уроках русского языка…………………………………………………………………….6
1.1 Сочинение как вид учебной письменной работы……………….……6
1.2 Понятие «сочинение» в современной методике преподавания русского языка………………………………………………………………..…...9
1.3 Классификация сочинений…………………………………………...12
1.4 Формирование коммуникативно-творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинению……………………………………18
Выводы по первой главе………………………………………………….25
2. Основные методики и приемы обучения написанию сочинений на уроках русского языка в 11 классе……………………………………………..27
2.1 Методика работы над сочинением в 11 классе……………………..27
2.2 Современные приемы обучения написанию сочинений в 11 классе в зависимости от вида сочинения……………………………………………...…33
2.3 Этапы подготовки к написанию сочинения уроках русского языка в 11 классе………………………………………………………………………….39
2.4 План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ»…………………...………………43
Выводы по второй главе……………………………………………….…53
Заключение…………………………………………..……………………54
Список литературы…………………………………………………….....56

Список литературы

1. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст]: Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. – 156 с.
2. Алешникова, Е.Л. Формирование личностной позиции старшеклассников в процессе работы с публицистическим текстом на уроках русского языка [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Е.Л. Алешникова. – М., 2015. – 295 с. 
3. Бабайцева, В.В. Комплексный анализ текста на уроке русского языка: VIII - XI кл.: При изучении синтаксиса по учеб. комплексу для VI - ХI кл. [Текст] / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская // Русская словесность. – 1997. – № 3. – С. 57 - 61. 
4. Бабайцева, В.В. Основные компоненты структуры языка [Текст] / В.В. Бабайцева // Русский язык в школе. – 2013. – №1. – С. 20 - 24. 
5. Бабаркина, О.А. Развитие коммуникативно-познавательных текстовых умений выпускников основной школы в процессе обучению сочинению на лингвистическую тему [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / О.А. Бабаркина. – М., 2017. – 241 с. 
6. Белова, И.А. Система подготовки итогового сочинения по литературе в школе [Текст] / И.А. Белова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медикобиологические науки. - №2 (2). – С. 135 - 138. 
7. Березина, Л.Н. Обучение школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Л.Н. Березина. – Саранск, 2014. – 239 с. 
8. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе [Текст]: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с. 
9. Богин, Г.И. Филологическая герменевтика [Текст]: учебное пособие / Г.И. Богин. - Калинин: КГУ, 1982. - 86 с. 79 
10. Болотнова, Н.С. Коммуникативная стилистика текста [Текст]: словарьтезаурус / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384 с. 
11. Болотнова, Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста [Текст]: методическое пособие / Н.С. Болотнова. – Томск: UFO-Press, 2002. – 64 с. 
12. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с. 
13. Брудный, А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур [Текст] / А.А. Брудный // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М.: Наука, 1976. – C. 152 – 158. 
14. Букарева, Н.Ю. Использование диалоговых технологий при подготовке итогового сочинения по литературе [Текст] / Н.Ю. Букарева, Н.В. Лукьянчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №5. – С. 11 – 115. 
15. Валгина, Н.С. Теория текста [Текст]: Учебное пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 280 с. 
16. Васильев, Л.М. Общие проблемы лингвистики: теория и методы [Текст]: учебное пособие / Л.М. Васильев. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 206 с. 
17. Волкова, О.В. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе [Текст] / О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. - Казань: РИЦ Школа, 2015. - 224 с. 
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с. 
19. Горина, И.И. Структурно-смысловая организация текста [Текст] / И.И. Горина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 4. – С. 234 - 236. 
20. Граблина, Н.В. Методика подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе [Текст] / Н.В. Граблина, Т.Н. Трунцева. – М.: Академия социального управления, 2015. – 245 с. 
21. Гребнев, Л.С. Эволюция ЕГЭ: вид со стороны «КИМОВ» [Текст] / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. – 2016. - №10. – С. 79 – 92. 80 
22. Дейкина, А.Д. Приоритетные направления в методике преподавания русского языка [Текст] / А.Д. Дейкина // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. – М.: Прометей, МПГУ, 2007. – С. 120 - 129. 
23. Дейкина, А.Д. Работа над семантикой слова как задача школьного курса русского языка [Текст] / А.Д. Дейкина // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 7 / Сост. и ред. А.Д. Дейкина и др. – М., Ярославль: МПГУ - РЕМДЕР, 2007. – С. 12 - 20. 
24. Дейкина, А.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко // Русский язык в школе. – 2011. – № 6. – С. 3 - 7. 
25. Дейкина, А.Д. Характеристика русского языка как объекта изучения в школьном курсе [Текст] / А.Д. Дейкина // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 6 / Под ред. С.А. Леонова. – М.; Ярославль: МПГУ – Ремдер, 2002. – С. 21 - 27. 
26. Добротина, И.Н. Информационная переработка текста на уроках русского языка как средство развития коммуникативных умений старшеклассников [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / И.Н. Добротина. – М., 2016. – 292 с. 
27. Единый государственный экзамен по литературе. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по литературе [Текст]. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2018. – 14 с. 
28. Калганова, Т.А. О выпускном сочинении в XI классе [Текст] / Т.А. Калганова // Литература в школе. – 1996. - № 2. – С. 49 - 56. 
29. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах [Текст] / Т.А. Калганова. - М.: Просвещение, 2002. – 191 с. 81 
30. Колесникова, Н.И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования [Текст]: монография / Н.И. Колесникова. – Новосибирск: НГТУ; М.: Флинта: Наука, 2009. – 406 с. 
31. Короткина, И.Б. Грамотность научного текста: концептуальные расхождения между Россией и Западом и их последствия [Текст] / И.Б. Короткина // Научная периодика: проблемы и решения. – 2014. – № 2. – С. 34 - 39. 
32. Кошечкина, Т.В. Условия формирования текстовой деятельности младших подростков [Текст] / Т.В. Кошечкина // Мир науки, культуры, образования. – №3. – 2009. – С.159 - 163. 
33. Критерии оценивания ЕГЭ 2021. Структура ЕГЭ по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rustutors.ru/structura.html 
34. Ладыженская, Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение [Текст] /Т.А. Ладыженская // Развитие речи учащихся IV - X классов в процессе изучения литературы в школе / Сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 1985. - С. 102 - 108.
35. Ладыженская, Т.А. Текстовые умения. Как им учить? [Текст] / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – №5. – С. 3 - 8. 
36. Левушкина, О.Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика [Текст]. Дис. ... д-ра педагог. наук / О.Н. Левушкина. – М., 2014. – 543 с. 
37. Леонов, С.А. Интерпретационная деятельность на школьных занятиях по литературе [Текст] / С.А. Леонов // Изучение и преподавание литературы в школе и в вузе: Сборник статей. - Самара: Издательство СамГПУ, 2001. - С. 41 - 48. 
38. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2003. – 320 с. 82 
39. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб. 
40. Лотман, Ю.М. Семиосфера [Текст] / Ю.М. Лотман. – СПб: «ИскусствоСПБ», 2004. – 704 с. 
41. Лукьянчикова, Н.В. Возвращение сочинения: проблемы и решения [Текст] / Н.В. Лукьянчикова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №5. – С. 362 – 365. 
42. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (Опыт моделирования) [Текст] / М.Р. Львов // Русский язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 3 - 8. 
43. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 
44. Матвеева. Т.В. Полный словарь лингвистических терминов [Текст]/ Т.В. Матвеева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 562, [1] с. 
45. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: ил. 
46. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: ил. 
47. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. 

Рассмотрим упражнения сочинение и изложение в свете теории речевой деятельности.
Русская психология в объяснении процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание школьника развивается в результате практической деятельности.
Такая трактовка человеческой психики впервые была предложена Л.С. Выготским и получила блестящее экспериментальное подтверждение в наши дни. Возникнув на основе предметной деятельности как средство общения и отражения действительности в сознании людей, язык используется как средство общения людей, и в этой коммуникативно-речевой функции он сам является ни чем иным, как особым видом интеллектуальной высшей деятельности человека. Понимание языка как деятельности особенно близко задачам обучения.
Т.Л. Ладыженская приводит классификацию структуры деятельности, которая включает в себя 4 фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль, которые последовательно сменяют друг дру