Конфликты в детских коллективах и пути их разрешения
Введение
Актуальность проблемы исследования. Человеческая психология и поведение зависят не только от личностных характеристик индивида, но и от социальной среды, которая является сложно организованным обществом. Люди в обществе делятся на различные большие и малые группы. Индивидуальные особенности каждого человека зависят от психологии и отношений, которые существуют в малых группах; отношения формируются по-разному: как положительные, так и отрицательные. Часто возникают трудности в достижении взаимопонимания, т.е. отношения в группах могут быть конфликтными.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные качества, сильные и слабые стороны. Поведение человека в группе зависит от его личности и от характеристик группы и социальной среды. Особое внимание следует уделить негативным отношениям в группе. Негативные отношения в группе вызывают тревогу, межличностные конфликты и фрустрацию.
Содержание
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы конфликтов в детском коллектив 6
1.1 Проблема конфликта в современной психологии 6
1.2. Особенности конфликтных ситуаций в детском коллективе 19
1.3. Причины возникновения конфликтов между детьми и пути их разрешения 28
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование конфликтов между детьми в детском коллективе и способов их разрешения 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2.Анализ результатов исследования 44
Заключение 49
Список литературы 50
Приложение 54
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. 2017. 708 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл. 2019. 448 с.
3. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Деком. 2018. 240 с.
4. Владимир Степанов Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2020. 346 с.
5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с.
6. Коржуев, А.В. Основы научно-педагогического исследования: учебное пособие для вузов/ А.В. Коржуев.- Москва: Издательство Юрайт,2020.-177с.
7. Краевский, В.В. Методологическая компетентность педагогов-исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования / В. Краевский Серия: Педагогические науки. -Волгоград: Перемена, 2006. -№ 1. - C. 3-11.
8. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 307 с.
9. Николаева Е. И. Возрастная психология. леворукость у детей. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 176 с.
10. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 275 с.
11. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 276 с.
12. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 124 с.
13.Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Головей Л. А. — М.: Юрайт. 2019. 414 с.
14. Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развития. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 392 с.
15. Руднева, Т.И. Педагогика профессионализма : Учеб. пособие / Т.И. Руднева ; М-во образования Рос. Федерации, Междунар. пед. акад., Сам. гос. ун-т. - 2. изд., испр. и доп. - Самара : Сам. ун-т, 2002 (ЗАО Книга). – 218с.
16.Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 236 с.
17. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт. 2019. 384 с.
18. Толстых Н. Н., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Социальная возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2019. 346 с.
19. Чекина Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие. — М.: Лань. 2018. 304 с.
20. Чернявская А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
21. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. Возрастная психология и педагогика. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018. 218 с.
Несмотря на очевидную важность отношений между детьми и сверстниками, их роль в формировании личности ребенка явно недооценивается. Отношения со взрослыми, с которыми дети приобретают важнейший социально-психологический опыт и модели поведения в обществе, являются необходимым условием для формирования и дальнейшего развития личности ребенка. С того момента, когда психическая жизнь человека характеризуется взаимодействием и отношениями со взрослыми, взрослый становится "средоточием любой ситуации" [9], "главным фактором формирования личности ребенка" [9], "основным фактором формирования ребенка", "центром мира" [20], "самым референтным" [17], который, как предполагает М. И. Лысина, "во многом определяет становление, развитие ребенка и формирование его характеристик с другими детьми, со сверстниками". И все же, как бы ни была важна роль взрослого в формировании личности ребенка, как бы ни было важно его тепло и душевный витамин его общения,