Развитие лексического строя речи у детей с моторной алалией
ВВЕДЕНИЕ
В процессе нормального речевого развития ребенок постепенно осваивает языковые средства общения: происходит накопление его словарного запаса, формирование системы различных форм слов и словосочетаний. В процессе общей и речевой подготовки словарный запас ребёнка качественно совершенствуется. Это самый активный период усвоения и расширения словаря происходит в этом периоде. Сейчас все больше детей страдают различными нарушениями речи, чаще всего это нарушение называется «моторной алалией».
Замедление развития речи, трудности в освоении словарных запасов, грамматических построек ограничивают речи ребенка со своими взрослыми, сверстниками и препятствуют полноценной коммуникации. Из-за недостатка словарных запасов ребенку, обладающему моторной алалией, трудно общаться с окружающими людьми, трудно понять чужую речи и построить собственные высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….…..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ………………………………….…….....6
1.1 Понятие «моторная алалия» в отечественных и зарубежных исследованиях…………………………………………………………….…….…6
1.2 Становление активного и пассивного словаря в онтогенезе у детей с моторной алалией……………………………………………………………..….11
1.3 Обзор современных методик диагностики и развития лексического строя речи у дошкольников с моторной алалией………………………………….…...17
2 СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ……………………………………………………………………........24
2.1 Организация педагогического эксперимента по развитию лексического строя речи у детей с моторной алалией …………………………………….….24
2.2 Характеристика лексического строя речи дошкольников с моторной алалией на основании данных логопедической диагностики………………………….…25
2.3 Описание коррекционно-логопедической работы по развитию лексического строя речи у детей с моторной алалией ………………………………….…….42
2.4 Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию лексического строя речи у детей с моторной алалией …………………….…..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….55
Приложение А «Упражнение на развитие понимание речи»…………………..58
Приложение Б «Упражнения для активизации речевого подражания»..…..…64
Приложение В «Упражнения для формирования умения произносить аморфные слова»……………………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемова, Е.Э. Изучение коммуникативных навыков у детей с алалией // II Международная научно-практическая конференция: сб. статей. - М.: 2012. - 73-76 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: 2007. - 224 с.
3. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова // Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: методическое пособие. - М.: 2013. - 64 с.
4. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным. - М.: 2014.- 20 с.
5. Белова-Давид, P. A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи // автореф. дис. канд. мед. наук. - М.: 2000.- 16 с.
6. Волкова, Г.А. Логопедия. - М.: 2008.- 66-308 с.
7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002. - 272 с.
8. Воробьева, В.К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей-алаликов //Очерки по патологии речи и голоса. – М.: 2001. - 66-67 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии. – М.: 1982. – 504 с.
10. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий и понятий. - М.: 1965. - 51 с.
11. Егорова, А.В. О механизме нарушения актуализации словаря у детей. - М.: 2010. - 77-84 с.
12. Ермакова, М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией. - М.: 2013.- 24 с.
13. Есечко, Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М.: 2000. - 142 с.
14. Жарова, Г.В. Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии // <http://elibrary.ru/item.asp?id=10439205>. - М.: - 2008. - 38-41 с.
15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. - М.: 2000. - 370 с.
16. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПБ.: 2006. - 304 с.
17. Левина, P.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М.: 2001. - 3-100 с.
18. Леханова, О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР. - М.: 2008. - 208 с.
19. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. - М.: 2002. - 262 с.
20. Лубовский, В.И., Розанова, Т.В., Солнцева, Л.И. Специальная психология. - М.: 2005. - 464 с.
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону.: 1998. - 416 28 с.
22. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова.- М.: 1973. - 50 с.
23. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию // Э.П. Короткова - М., 1982. - 154 с.
24. Крылова, Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. 1985. - 20-25 с.
25. Краузе, Е. Логопедия // Е. Краузе – СПБ.: 2002. - 208 с.
26. Краевская, Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания// Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. // Краевская Н.А. - M.: 1984. - 165 с.
27. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975. - 100 с.
28. Ладыженская, Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980. - 90 с.
29. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - 375 с.
30. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. - М.: 2002. - 257 с.
31. Волкова, Л.С., Шаховский С.Н. - М.: 1999. - 220 с.
32. Лосева, Л.И. Как строится текст // Под ред. Г.Я. Солганика. - М,. 1980. - 70 с.
33. Лурия, А.Р. Язык и сознание // Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2001. - 80 с.
34. Люблинская, А.А. Детская психология. - М., 1979. - 515 с.
35. Мариничева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: 1997. - 65 с.
36. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М., 1974. - 178 с.
37. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. - 90 с.
38. Методика развития речи детей дошкольного возраста // IIод ред. Л.П. Федоренко. - М., 1984. - 115 с.
39. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. - М., 1986. - 140 с.
40. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Ред. сост. С.А. Миронова. - М., 1987. - 49 с.
41. Усова, А.П. Обучение в детском саду// Под ред. А.В. Запорожца. - М.: 1991. - 70 с.
42. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М.: 1999. - 110 с.
43. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение. - М.: 1999. - 197 с.
44. Филичева, Т.Е. Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.:1993.- 68с.
45. Шахнарович, A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / А.М. Шахнарович - М.: 1979. - 120 с.
46. Шахнарович, A.M. Проблемы психолингвистики / А.М. Шахнарович - М.: 1987. - 215 с.
У детей с общим недоразвитием речи на третьем уровне, обусловленным алалией, отмечена положительная динамика.
На рисунке. 1 представлены позитивные результаты, которые были получены при использовании дифференцированной методики подготовки детей с общими недоразвитиями речи на третьем уровне в результате моторного алалия. Сравнительный и динамический анализ характера слоговых ошибок свидетельствует о том, что при использовании методики постепенного формирования слоговых структур различных слоговых сложностей у детей, имеющих алалию, их показатели улучшились в 2–3 раза.
Поэтому результаты контрольных экспериментов позволяют выяснить, что использование системы коррекции слоговой структуры слова у детей, имеющих моторную алалию, способствовало формированию речи в качестве средств коммуникации. Вероятно, повышение успеваемости экспериментальной группы связано с использованием предложенных коррекционных работ. Можно предположить, что стабильная систематическая работа в этом направлении позволила повысить уровень развития слоговой структуры слова у детей экспериментальной подгруппы.