Развитие певческих навыков у школьников младших классов
Введение
Актуальность исследования. Музыка - одна из самых красивых форм искусства. Она обладает удивительной властью и властью над нами.
Музыкальное воспитание детей оказывает незаменимое влияние на их общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение и фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы. В настоящее время в педагогической практике общего образования в целом и начального образования, в частности, мало внимания уделяется музыкальному воспитанию учащихся. Хотя именно в более молодом возрасте формируется музыкальный слух, музыкальная память, развиваются музыкальные способности. Решение этой проблемы возможно путем приобщения детей к музыкальному искусству через пение как наиболее доступному виду музыкальной деятельности.
Научиться петь - это не только обучение этому виду искусства.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития певческих навыков на начальном этапе 6
1.1. Сущность и содержание понятия «вокальные навыки» 6
1.2. Специфика развития певческих навыков у младших школьников 15
Глава 2. Практика развития певческих навыков на занятиях музыки в ГБОУ СОШ № 354 им. Д. М. Карбышева г. Москвы 24
2.1 Констатирующий этап 24
2.2 Формирующий этап 38
2.3 Контрольный этап 45
Заключение 49
Список использованной литературы 53
Приложения 57
Список использованной литературы:
1.Абдуллин Э.Б., Николаева Т.В. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2016 - 336 с.
2.Алексеева Л.Л. Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Дис. - М., 2016 - 170 c.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки - М.: Владос, 2018. - 336с.
4. Альбрехт Ю.Б. О рациональном преподавании пения и музыки в школах // Педагогический сборник –2018. – №8 – С. 59–86.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие - М.: Просвещение, 2017. - 224 с.
6.Аристова С.В. Технологии в развитии певческих навыков у детей школьного возраста // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 268 - 270.
7.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М.: Лань, 2017 - 340 с.
8.Бергер H. A. Современная концепция и методика обучения музыке - СПб.: КАРО, 2017–368с.
9.Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. - СПб.: Лань, 2018. - 120 с.
10.Воуба В.Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций на уроках музыки в общеобразовательной школе – М.: Крокус, 2017 – 117 с.
11.Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 2018. - 576 с.
12. Гонтаревская, Ю.П. Особенности формирования звуковысотных представлений // Новые исследования в психологии. – 2021. – №3 – С. 5 - 9.
13.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.: Магистр, 2016 - 193 с.
14.Далецкий, О. В. Обучение пению. Путь к бельканто. Из опыта педагога: учебное пособие. — М.: ФАИНА, 2017. — 352 с.
15.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2016. – 331 с.
16.Емельянов В.В: Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 2020. - 192 с.
17.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие. – М: Изд. Центр Академия, 2020 - 320 с.
18.Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. - М.: Госмузиздат, 2017. - 116 с.
19. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста - М.: Владос, 2020 - 242 с.
20.Зюзина, О. А. Подходы к формированию вокальных навыков у детей школьного возраста // Молодой ученый. - 2013. - № 6 - С. 78–83.
21.Кабалевский, Д. Б. Музыка 1–8 классы: программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2016. — 225 с.
22.Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие. - М.: Кимос, 2017. - 157 с.
23.Кирнарская Д.К Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - ХХ1 век, 2014. - 496 с.
24.Кузнецов А.Н. Музыкально - театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников. - М.: Наука, 2014. - 180 с.
25.Лазарева О. Ю. Развитие музыкальных способностей детей школьного возраста посредством вокального пения // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (104). - С. 986 - 988.
26.Ланкин В. Г. Музыка и развитие личности ребенка. - Томск: Издательство ТГПУ, 2017 - 174с.
27.Лебедева А. М. Современные подходы к вокальному обучению детей // Молодой ученый. - 2018. - № 5 (191). - С. 175 - 180.
28.Левидов И. И. Вокальное воспитание детей. - Л.: Тритон, 2016. - 55 с.
29.Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. - Л.: Искусство, 2019. - 256 с.
30.Левидов И.И. Культура детского голоса. - М.: Музгиз, 2019. - 221 с.
31.Лысек Ф. Развитие детского голоса. - М.: Глобол, 2017. - 291 с.
32.Малинина Е.М. Смена голоса у мальчиков и девочек в переходном возрасте // Воспитание и охрана детского голоса. - 2021. - №4 - С. 42 - 63.
33.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей – Ярославль: Академия развития, 2019 - 118 с.
34.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М.: МГК им. П.И - Чайковского, 2017. - 496 с.
35. Никольский А. Голос и слух певца. – СПб.: Питер, 2019. - 101 с.
36.Ниссен - Саломан Г. Полная школа пения. - Спб.: Бесселя, 2019. - 116с.
37.Огороднов Д.Е. Музыкально - певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - JL: Музыка, 2018. - 150 с.
38. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. - М.: Муз - гиз, 2017. - 136 с.
39.Орлова Н.Д. Развитие голоса школьников (О возрастных изменениях). – М.: Крокус, 2020. – 150 с.
40.Полякова Н.И. Сольное академическое детское пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара – М.: Крокус, 2021. - 234 с.
41.Радынова О.П. Школьный возраст: задачи музыкального воспитания // Школьное воспитание. – 2019. – №4 – С. 85 - 99.
42. Руденко В.И. Вопросы музыкальной педагогики. – М.: Наука 2020. –
580 с.
43. Семячкина Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности – Якутск, 2019. - 23 с.
44. Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре. - М.: Глобол, 2017. – 209 с.
45.Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М.: Музыка, 2017. - 135с.
46.Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблема музыкального мышления - 2020. - №8 - С. 59 - 89.
47.Старчеус М.С. Слух музыканта: психолого - педагогические проблемы становления и совершенствования - М.: Глобол, 2017. - 433 с.
48. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М: Прометей, 2017 - 132с.
49.Тарантина И. Н. Классификация проектно - развивающих технологий и методов формирования певческих навыков у школьников // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (258). - С. 509 - 511.
50.Тарасова К. В. Дети слушают музыку (методические рекомендации к занятиям со школьниками по музыке). - М.: Мозаика, 2018 - 128с.
51.Царькова Е.Г. Формирование вокально - исполнительского мастерства // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 229 - 232
52.Шереметев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. - Челябинск: Версия, 2018. - 251 с.
53. Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке //Школьное воспитание – 2020. – №9 - 10. – С. 39 - 42.
54.Яковлев П. О физиологических основах формирования певческого голоса //Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь учителю пения. –2019. – №7 – С. 12 - 18
Дикция - самая важная часть всей вокальной работы. Это тесно связано с дыханием, звукообразованием, интонацией. Только при хорошей дикции во время пения текст доходит до слушателя [20, с. 80].
Четкая дикция подразумевает четкость согласных, артикуляция - четкость гласных. Благодаря четкому произношению гласных, слово легко воспринимается слушателем. Поэтому крайне важно тщательно следить за правильным функционированием артикуляционных и дикционных устройств с самых первых уроков. А именно, нужно начинать работу с упражнений для развития отдельных органов: работы губ, положения языка, мягкого неба, открывания рта [13, с. 90].
Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны, поэтому работа над ними ведется параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет целью формирование каких - то определенных навыков, но при его выполнении нельзя упускать из виду все остальное.