Логопедическая работа по преодолению трудностей суффиксального словообразования у дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью развития правильного суффиксального словообразования у старших дошкольников как средства развития их грамматического строя.
Необходимым условием формирования грамматического строя речи наряду с такими его компонентами, как словоизменение и синтаксис, важное значение имеет развитие словообразования, особенно суффиксального.
По данным различных исследований грамматического строя речи наибольшее разнообразие словообразования в старшем дошкольном возрасте происходит суффиксальным способом, поэтому в образовании слов именно суффиксальным способом у детей отмечается больше ошибок (А. Н. Гвоздев, Л. С. Рубинштейн, А. Г. Тамбовцева, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. М. Шахнарович.Исследованиями грамматического строя и изучением навыков словообразования у детей с речевыми недостатками занимались А. В. Захарова, Н. С. Жукова, Н. П. Серебренникова, Н. В. Нищева, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Т. Б. Филичева.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ……... 7
Формирование грамматического строя речи и суффиксального словообразования старших дошкольников в онтогенезе ………………… 7
1.2. Трудности формирования навыков суффиксального словообразования у дошкольников с нарушениями речи ………………… 13
1.3. Методики логопедической работы по коррекции недостатков суффиксального словообразования у дошкольников ……………………… 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СУФФИКСАЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ ……………………. 26
2.1. Организация, база, методика исследования навыков суффиксального словообразования у дошкольников с нарушениями речи в контексте оценки их психоречевого развития …………………………………………. 26
2.2. Анализ результатов исследования навыков суффиксального словообразования у дошкольников с нарушениями речи в контексте оценки их психоречевого развития ………………………………………... 29
2.3. Содержание логопедической работы по преодолению трудностей суффиксального словообразования у дошкольников ……………………. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ ............................................................................................ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальные проблемы психической речи и обучение языку / Под ред. А.А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. – Москва: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 1970. – 164 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007219883 (дата обращения: 24.11.2021).
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. – Москва: Владос, 2005. – 296 с.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с. – URL: https://www.fb2portal.ru/akademiya-razvitiya/rech-i-obshchenie/ (дата обращения: 30.11.2021).
Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова. – Санкт-Петербург: Каро, 2005. – 32с.
Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М Вершинина // Логопед. – 2006. – № 1. – С. 34 - 40.
Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т.Г. Визель // Логопед. – 2005. – № 6. – С. 4-9.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.Ф. – Москва: Академия 2006. – 658с.
Жукова, Н.С. Логопедия / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2007. – 316 с.
Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А. В. Захарова. – Москва: Златоуст, 2009. – 23с.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. – Москва: Просвещение, 2005. – 460с.
Инденбаум Е. Л. Основы научно-исследовательской деятельности (для будущих специалистов сопровождения детей с ОВЗ): учебное пособие. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. – 171с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М. Владос 2005. – 279 с.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше; под ред. Р.Е. Левиной. – Москва, Просве
в этих не частых случаях словообразования проявляется самый простой и доступный способ образования существительных - суффиксация, так как использование сразу двух и более аффиксов для детей с недоразвитием речи невозможно из-за сложной конструкции [6].
Дети не могут сразу и верно сделать морфологическое обобщение и уловить все значения, привносимые в слово с каждым новым аффиксом. Детям с недоразвитием речи приходится образовывать каждое производное слово заново, по новой словообразовательной модели, что и обуславливает большое количество ошибок [6, 11, 14].
Дети также допускают ошибки при образовании названий детенышей животных, особенно если это требует изменения основы, дети говорят «коровенок» вместо «теленок», «свиненок» вместо «поросенок», «лошаденок» вместо «жеребенок» [11]. Необходимо разграничивать случаи, когда ребенок нарушает исходную основу слова: «сина» - «машина» и когда он нарушает количество слогов в слове, так как он пытается образовать форму