Интерактивные методы преподования биологии как элемент развития творческих способностей обучающихся

Дипломная работа, в которой было изучено понятие интерактивного обучения, рассмотрены основные методы, которые применяются в ходе занятий с применением интерактивных технологий и уточнены особенности их реализации. В практической части работы с использованием приобретенных знаний была проведена экспериментальная работа, которая заключалась в изучении роли интерактивных форм обучения, в развитии творческих способностей обучающихся, в процессе преподавания биологии.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.10.2022
Объем файла
288 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в современной системе образования происходит процесс становления новой системы, которая сочетается с необходимыми изменениями в педагогической практике учебно-воспитательного процесса. Одной из главных задач общеобразовательных учреждений является формирование личности, способной полноценно реализоваться во взрослой жизни. Актуальным на сегодняшний день является  проблема поиска средств, которые будут способствовать развитие мыслительных данных, связанных с творческой деятельностью обучающихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. С каждым годом растет потребность в людях, способных творчески мыслить и подходить к решению различных возникающих проблем качественно и нетрадиционно, послужившим источником, является ускоренный темп развития общества. Ориентир образования не только на усвоение определенных знаний, но и развитие личности школьника, его творческих способностей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 5

1.1.  Интерактивное обучение: понятие и сущность 5

1.2. Методы и формы интерактивного обучения 13

1.3 Особенности развития творческих способностей у подростков 22

Вывод по главе  1 38

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 41

2.1.  Сущность, содержание и этапы экспериментальной работы по развитию творческих способностей  учащихся на уроках биологии 41

2.2 Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся 46

Выводы по главе 2 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное [Текст]. М.: МПСИ, 2007. 123 с. 

2. Виноградова Т. И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности [Текст] / Т. И. Виноградова // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 4. – С. 104-108. 

3. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Текст] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1–18. (стр 1-2)

4. Дмитриева, Е. Л. УДК 378 применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Е. Л. Дмитриева, О. А. Тиняков, Е. Н. Бурдастых, Н. С. Малышева // Ученые записки : Педагогические науки / Курский государственный университет. - Курск, 2014.

5. Добрынина, Т. Н. Интерактивная форма семинарских занятий в высшей школе [Текст] / Т. Н. Добрынина // Педагогическое образование и наука. - М, 2009. №8. С. 36-39

6. Зеер. Э. Ф. Модернизация профессионального образования [Текст] : Компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, А. Э. Сыманюк. – М. : МПСИ, 2005. – 80 с.

7. Иоффе А. Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с. 

8. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1998. – 432с

9. Ломакина О. В. Восприятие и оценка студентами методов интерактивного обучения [Текст] // Проблемы современного образования. 2013. № 6. С. 108–111 

10. Махотин Д. А., Фролов С. А. Сущность и проблема интерактивного обучения [Текст] / Д. А. Махотин, С. А. Фролов // Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. - М. : МГПУ, 2004. с. 123-127.

11. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.

12. Рыбинский В. Н. Творческое мышление [Текст] / В. Н. Рыбинский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 111с. 

13. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие. СПб., 2004. 315с. 

14. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие [Текст] / В. А. Сластѐнин. - М. : Академия, 2008 г. с.376.

15. Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования [Текст] // Инновационное образование. 2003. №2. С. 4–29.

16. Смолкин A. M. Методы активного обучения [Текст]: метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А. М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 1991. – 175 с

17. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие/ С. Б. Ступина. Саратов: Издательский центр «Наука». 2009. 52с.

18. Суматохин С. В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь [Текст]// Биология в школе. 2014. №4. с. 23-20 

19. Туник, Е. Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. - СПб. : Речь, 2005. - 104 с.

20. Туник Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [Текст]: методическое руководство// СПб: Иматон, 1998. 170с. 

21. Хайруллина, Л. И. Интерактивные технологии обучения: преимущества модульной технологии в преподавании учебных дисциплин в вузе [Текст] / Л. И. Хайруллина, Г. Н. Зиннатуллина // "Вестник Казанского технологического университета". - 2013. -№ 6. - С. 326-321.

22. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст] / – М., 2007. С.13.

23. Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с.

24. Булакова, М. В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация [Текст] / М. В. Булакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 31–35. – URL : http://e-koncept.ru/2013/13219.htm

25. Куприян, А. В. Интерактивное обучение [Текст] / А. В. Куприян // Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение ». – 2015. С. 1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-2

Основанием для развития способностей являются задатки. Под задатками рассматриваются такие особенности, как анатомо-физиологические нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов, таких как зрительный анализатор, с помощью которого индивид более точно определяет пропорцию, цвета и тд. Некоторые характеристики слухового анализатора выступают в качестве основы для развития музыкальных способностей. Задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы.