Устранение конкретных затруднений педагога в обретении навыков практического применения учебника
Введение
Актуальность исследования. Учебник был и остаётся основным средством обучения в школе, к нему предъявляются требования раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся, их стремлениями и уровнем подготовки. Поэтому очень важна проблема содержательной и методической оснащённости учебника.
Но одного учебника сегодня становится недостаточно. В современном образовательном процессе учебная литература издаётся в совокупности с другими нормативными и методическими изданиями, необходимых для подготовки уроков. Следовательно, актуальность данного исследования заключается, в обеспечении возможности развития собственного опыта практического применения учебника, в школьном курсе преподавания обществознания, посредством содержательного и методического анализа совокупности нормативной, учебной и методической литературы.
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты структурно - методического анализа учебников по обществознанию 6
1.1. Подходы к сущности современного учебника и его проблематика в методике преподавания обществознания и права 6
1.2 Нормативно-правовая, источниковая база учебников по обществознанию 10
Глава 2. Содержание, форма и методы подачи материала в учебниках по обществознанию для 5 – 11 классов 17
2.1. Структурно-функциональный анализ учебников по обществознанию и праву для 5 – 11 классов 17
2.2 Дополнительные учебные пособия и методическое обеспечение учебников по обществознанию для 5 – 11 классов 20
Заключение 25
Список источников и литературы 28
Приложения 34
Использованные источники
1. Главная – ФГОС [Электронный ресурс] https://fgos.ru/ (Дата доступа 24.01.2022)
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] https://www.studmed.ru/view/danilyuk-aya-kondakov-am-tishkov-va-koncepciya-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii_88a8cf18689.html (Дата доступа 24.01.2022)
3. Приложение. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47213/a4d6803e3cccf1433fab0c80db6c9a95863c6c0f/ (Дата доступа 24.01.2022)
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата доступа 24.01.2022)
Учебная литература
5. Володина С.И. 9 кл в 2-ч. / – М.: Академкнига/Учебник, 2010 – Ч. 1 – 328 с.
6. 21.Котова О. А. Обществознание Рабочая тетрадь к учебнику Боголюбова Л. Н. 9 кл. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Просвещение 2016 – 112 с.
7. Королькова Е.С., Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Методические рекомендации к учебнику "Обществознание" 8-9 класс - [Электронный ресурс] https://s.11klasov.net/7916-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-obschestvoznanie-8-9-klass-korolkova-es-nikitin-af-suvorova-ng.html (Дата обращения 24.01.2022)
8. Поздеев А. В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. к учебнику Боголюбова Л. Н. 8кл. / А. В. Поздеев – М.: ВАКО 2016 – 112 с.
9. Поздеев А. В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание к учебнику Боголюбова Л. Н.. 9кл. / А. В. Поздеев – М.: ВАКО 2016 – 96 с.
10. .Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень 10 кл. к учебнику Боголюбова Л. Н. / Е. Н. Сорокина – М.: «ВАКО» 2008 – 512 с. 9 кл в 2-ч./ С. И. Володина – М.: Академкнига/Учебник, 2010 – Ч. 2 – 296 с.
11. Боголюбов Л. Н. Обществознание 10 кл. учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Н. Боголюбов – М.: Просвещение 2009 – 351с.
12. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Рабочие программы. / Л. Н.Боголюбов 5 – 9 кл. – М.: Просвещение 2014 – 63 с.
13. Боголюбов Л. Н. Поурочные разработки. Обществознание 10кл. Пособие для учителей общеобразоват. орг. базовый уровень./ Л. Н. Боголюбов, Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. – М.: Просвещение 2014 – 255 с.
14. Боголюбов Л. Н. Поурочные разработки. Обществознание 9кл. Пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова А. Т. – М.: Просвещение 2014 – 176 с.
15. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений.6-11 класс 3-е изд./Л. Н. Боголюбов–М.: Просвещение 2011–50 с.
16. Буйволова И. Ю. Технологические карты уроков. / И. Ю. Буйволова. Обществознание 10кл. – Волгоград.: Учитель, 2015 – 174 с.
17. Володина С. И. Обществознание Основы правовых знаний Учебник для 8
18. Володина С. И. Обществознание Основы правовых знаний Учебник для 8
19. Дидактические материалы по курсу "Введение в обществознание". 8-9 класс. Пособие для учителя - Боголюбов Л.Н. и др. [Электронный ресурс] https://s.11klasov.net/131-didakticheskie-materialy-po-kursu-vvedenie-v-obschestvoznanie-8-9-klass-posobie-dlya-uchitelya-bogolyubov-ln-i-dr.html (Дата обращения 24.01.2022)
20. Котова О. А. Обществознание Тетрадь-тренажёр к учебнику Боголюбова Л. Н. 10кл. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Просвещение 2013 – 128 с.
21. Котова О. А. Обществознание Тетрадь-тренажёр к учебнику Боголюбова Л. Н. 11 кл. / О. А. Котова, Т. Е. Лискова – М.: Просвещение 2013 – 127 с.
22. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л. Н 8кл. / С. В. Краюшкина – М.: Экзамен 2017 – 191 с.
23. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л. Н. 9кл. / С. В. Краюшкина – М.: Экзамен 2013 – 142 с.
24. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л. Н. 10кл. / С. В. Краюшкина – М.: Экзамен 2012 – 159 с.
25. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию к учебнику Боголюбова Л. Н. 11кл. / С. В. Краюшкина – М.: Экзамен 2014 – 175 с.
26. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество" : В 2 ч.: Пособие для учителя по обществознанию / [Л. Н. Боголюбов [и др.] ; Под ред. Л. Н. Боголюбова - Search RSL [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01002348847 (дата доступа 24.01.2022)
27. Методическое пособие к линии учебников обществознание. 5—9 классы авторов а. Ф. Никитина, т. И. Никитиной предлагаемое методическое пособие адресовано учителям обществознания, работающим [электронный ресурс] http://diss.seluk.ru/m-raznoe/466634-1-metodicheskoe-posobie-linii-uchebnikov-obschestvoznanie-5-9-klassi-avtorov-nikitina-nikitinoy-predlagaemoe-metodicheskoe-posobie-adr.php (Дата обращения 24.01.2022)
28. Митькин А. С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Боголюбова Л. Н. 9 кл. / А. С. Митькин – М.: Экзамен 2015 – 111 с.
29. Никитин А. Ф. Методические рекомендации. Пособие для учителя. Обществознание 10 – 11 кл. / А. Ф Никитин, И. А. Галицкая, Е. С. Королькова – М.: Просвещение 2004 – 190 с.
30. Никитин А. Ф. Обществознание. Учебник для 8 – 9 классов. / А. Ф. Никитин – М.: Просвещение 2011 – 335 с.
31. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11кл. к учебнику Боголюбова Л. Н. / Е. Н. Сорокина – М.: «ВАКО» 2013 – 272 с.
32. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. Козлова В.В., Кондакова А. М. – М.: Просвещение 2011 – 79 с.
Литература
33. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования./В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.:ACADEMA 2005 – 208с.
34. Бураменская Т. П. Создание учебно - методического комплекса по предмету. Методические рекомендации./ Т. П. Бураменская–Нижневартовск 2013– 29 с.
35. Вахрушев А. А. Роль УМК в достижении нового образовательного результата [Электронное обращение] Электронная научная библиотека eLАIBRERI.RU. URL – http://eLАIBRERI.RU (дата обращения 24.01.2022)
36. Волох. Т. С. Учебно-методический комплект по обществознанию и праву для основной школы [Электронный ресурс]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26102096 (Дата обращения 24.01.2022)
37. Кабардин О. Ф. Школьный учебник нового поколения – каким он должен быть? [Электронный ресурс] . https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-uchebnik-novogo-pokoleniya (Дата обращения 24.01.2022)
38. Лазебникова А.Ю. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32486934 (Дата обращения 24.01.2022)
39. Михеева С. А. Система Формализованных Критериев Оценки Школьного Учебника [Электронный ресурс] https://ideas.repec.org/a/scn/voprob/2015i4p147-183.html (Дата обращения 24.01.2022)
40. Паневина Г.Н. Принципы разработки регионального учебно-методического комплекса в условиях открытой информационно-образовательной среды [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01004842549 (дата обращения 24.01.2022)
41. Соболева О. Б. «Актуальные проблемы обучения обществознанию и возможности их решения на основе УМК по обществознанию системы "Алгоритм успеха" [Электронный ресурс] https://docplayer.com/30577996-Aktualnye-problemy-obucheniya-obshchestvoznaniyu-i-vozmozhnosti-ih-resheniya-na-osnove-umk-po-obshchestvoznaniyu-sistemy-algoritm-uspeha-ic-ventana-graf.html (Дата обращения 24.01.2022)
42. Трубайчук Л.В. Каким быть учебнику нового поколения? [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22492977 (Дата обращения 24.01.2022)
43. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А. В Хуторской. – СПБ.: Питер. 2001 – 544 с.
44. Цвиль В. П. Особенности УМК образовательной системы «Школа 2100» по истории и обществознанию [Электронный ресурс] https://schoolguide.ru/index.php/progs/ritm-fgos/ucheb/70-elementaryschool/-2100-.html (Дата обращения 24.01.2022)
45. Шаяхметова В. Р. Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25900371 (дата обращения 24.01.2022)
46. Швецова Г Н. О проблемах школьного учебника – региональный аспект. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18813217 (дата обращения 24.01.2022)
47. Шегаев И. С. Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины // Теория и практика образования в современном мире IV Международная научная конференция: / И. С. Шегаев – СПБ.: Реноме. 2014 – 210 с.
48. Шейкина А. Ю. Роль учебника в системе школьного обществоведческого образования. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30131652 (дата обращения 24.01.2022)
49. Ярославцева М. Ю. Заметки историка на полях учебника обществознания [электронный ресурс]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20315563 (дата обращения 24.01.2022)
Цели изучения обществознания, которые собственно должны использоваться при определении целей урока. Характеристика последовательности изложения материала предназначена определить деятельность учителя в соответствии с возрастными особенностями, ориентирует учителя на ключевых моментах содержания, расставляет приоритеты, акцентируется внимание на наиболее важном и обладает рекомендательным характером. Предусмотрен перечень общеучебных умений и навыков, формирование которых является приоритетными. Структура и назначение в следующих пояснительных записках «Обществознание» 10-11 классы базовый и профильный уровень аналогична. Содержание дидактических единиц курса «Обществознание» представлено в текстовом формате по классам, темам и количеству часов отводимых на изучение материала. Завершает программы оглавление. Обладает рекомендательным характером, применяется при составлении содержания и учебной нагрузки школьных