Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ»
Актуальность исследования. Изменение ФГОС в системе современного образования, переориентация на личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми требует нового подхода к педагогической работе с детьми. Особое и пристальное внимание уделяется исследованиям, связанным с развитием логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики, так как в данный период у них закладываются основы развития всех мыслительных процессов, развивается умственная деятельность, устанавливаются связи развития интеллекта с речью и воображением.
Выпускник современной начальной школы должен обладать определёнными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; грамотно работать с информацией (уметь анализировать, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
1.1 Изучение феномена развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
1.2 Специфика развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
1.3 Логические задачи как средство развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
2.1 Критерии и уровни развитости логического мышления у детей младшего школьного возраста
2.2 Педагогические условия развития логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики
2.3 Динамика результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Список использованных источников
1. Агафонова, И.Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8–11 лет [Текст] / И.Н. Агафонова. – СПб.: «МиМЭкспресс», 2008. - 78 с.
2. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат) / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под ред. С.П. Баранова. – М.: Академия, 2014. – 450 с.
3. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) [Текст]: модифицированная психодиагностическая методика: руководство по использованию / Н.Л. Белопольская. - М.: Педагогика,2009.-53 с.
4. Ворощиков, С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методический аспекты [Текст] /С.Г. Ворошилов, Е.В. Орлова, Г.П. Каюда. – М.: 5 за знания, 2010. – 288 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996.- 414 с.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. -504 с.
7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 1985.- 214 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. -- М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
9. Давыдов, В.В. Основные периоды психического развития ребенка [Текст] / В.В. Давыдов // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка./ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2008. – 656 с.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
11. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.- 480 с.
12. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя: Монография /В.И. Загвязинский. − М.: Педагогика, 2016. − 138 с.
13. 3ак, А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет [Текст] / А.З. Зак. - М.: «Интерпракс», 2008. - 408с.
14. Зак, А.З.Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А.З. Зак - Издательство: АРКТИ, 2013. – 143 с.
15. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) [Текст]: учеб.пособие / В.П. Зин-ченко. — М.: Гардарики, 2012.- 322с.
16. Кондрашова, З.М. Логические задачи в начальной школе. Технология обучения [Текст]: методическое пособие / З.М. Кондрашова, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 138 с.
17. Люблинская, А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская, Санкт-Петербург: ИД: Ленинград: 2008. - 342с.
18. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст]: избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская; под ред. И.С. Якиманской. – М. : Педагогика, 1989. – 219с.
19. Овчинникова А.Ж, Цветанова-Чуркова Л.З. Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения / Овчинникова А.Ж. // Сибирский учитель. - 2018. №1. с.45-50.
20. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка Пер. с франц. [Текст] / Ж. Пиаже; Сост., ком., ред. перевода В.А.Лукова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 528с.
21. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2 [Текст] / В.А. Сухомлинский; Сост. О. С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1980. – 384с.
22. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 235 с.
23. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. [Текст] / К.Д. Ушинский; под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1994.- 584 с.
24. Шилова, Е.Н. Формирование у младших школьников мыслительного приёма сравнения в процессе обучения математике [Текст] / Е.Н. Шилова // Начальная школа – М.: Изд. Начальная школа и образование, 2009.- №8, - С. 36-38
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, В.П.Зинченко; - М.: Педагогика, 1989. – 554с.
26. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе[Текст] / И.С. Якиманская . – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
Немаловажную роль в познании и саморазвитии играет логическое мышление. Формами логического мышления являются: понятия, суждения и умозаключение. Благодаря взаимодействию этих форм возможно познание.
Познать — это значит выделить существенные признаки, которые познаются посредством логических действий: анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Данные понятия должны быть усвоены и взаимосвязаны только так учащиеся смогут овладеть основами наук. Математика является предметом, на котором особое внимание уделяется развитию логического мышления младших школьников. В первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как: математическая интуиция, логическое мышление, пространственное мышление, техническое мышление.