Проектирование педагогических ситуаций в процессе развития умения принимать цель младшим школьником
Введение
Актуальность проблемы и тема исследования. «Закон об образовании» и реализуемые сегодня президентские программы в сфере совершенствования образования и социальной сферы ставят на первый план самооценку ученика и самооценку учителя. С точки зрения гуманизации «самооценка» означает признание важности этих предметов как таковых. С этих позиций утверждается приоритет личностно-ориентированного образования, суть которого заключается в признании учителя и ученика субъектами взаимодействия, направленного на формирование социальных качеств ребенка. Любое взаимодействие всегда происходит в конкретной ситуации.
В образовательном процессе каждая ситуация благодаря научно обоснованному дизайну может приобрести статус педагогической.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты проектирования педагогической ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником 7
1.1. Содержательная сущность понятия «педагогическая ситуация» 7
1.2. Формирование способности младших школьников принимать цели учебной деятельности 14
1.3. Педагогические ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником 20
Глава 2. Пути и средства проектирования педагогической ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником в образовательном процессе 27
2.1. Диагностика сформированности умения принимать цель младшим школьником 27
2.2 Методы формирования способности школьников принимать цели учебной деятельности с помощью проектирования педагогической ситуации 47
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Список использованной литературы
1. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы / Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. – М., 2010. – 50 с.
2. Артюхов Н.В. Целеполагание / Н.В. Артюхов [и др.] – Новокузнецк: ИПК, 1997. – 67 с.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 162 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.
5. Бунимов Н.Т. Словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимов [и др.] - М.: Республика, 2002. - 527 с.
6. Бухарова Г.Д. Общая и пофессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.:Академия, 2009. – 336 с.
7. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
9. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова / Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №6. - С. 15-19.
10. Епишева О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные теоретические процедуры: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1999 – 175 с.
11. Климанова Л.Ф. Русский язык: учебник для общебразовательных организаций / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2015. – 2 часть.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.
13. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24
14. Лекант П.А. Современный русский язык: уч. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / П. А. Лекант. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2000. – 557 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
16. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова; И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10 – С.6- 12.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1994. – 928 с.
18. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – 255 с.
19. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
20. Сивова И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Сивова И.С. - Волгоград, 1999. - 207 с.
21. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения: уч. пособие для студ. пед. уч. завед. / М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993. – 383с.
22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
23. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для вузов / О.К. Тихомиров – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
24. Фролова И.Т. Философский словарь: Для студ. высш. Учебных заведений./ И.Т. Фролова. – М.: Издательство «Республика», 2001. – 720 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконина – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 367 с.
26. Программа формирования универсальных учебных действий / Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009.
27. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова – Управление начальной школой. - 2009. - № 12.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
29. Белогурова Е., Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.belogurova.ru/glossary (дата обращения 27.12.2021).
30. Смирнова Н.П., Формирование универсального учебного действия (целеполагание) по УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/11740.html (дата обращения 27.12.2021).
31. Формирование умения целеполагания у младших школьников. (Августовский педсовет. РМО начальных классов). Выступление учителя начальных классов МОУ-СОШ №2, высшей квалификационной категории, Авдеевой Татьяны Васильевны. 27.12.2021].
32. Хазова С.А. Монография: «Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту» // Научная электронная библиотека. Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания // ISBN: 978-5-91327-070-2, 2010. [Электронный ресурс] URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=2398 (дата обращения: 27.12.2021)].
33. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 22 авг. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm].
34. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-496-02491-4].
35. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020–1022. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 27.12.2021)].
36. Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 27.12.2021)].
37 Яшмолкина Н.В. Формирование умения целеполагания у младших школьников, 2014. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/03/19/formirovanie-umeniya-tselepolaganiya (дата обращения: 27.12.2021)].
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом важно отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Дети формулирую цель проще. Они могут прочитать цель урока, написанную на доске, и объяснить её своими словами, потому что кроме понимания цели важным является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности [4, с. 76].
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Приёмы организации принятия цели, выделенные кандидатом педагогических наук, доцентом З.А. Кокаревой:
опора на личный жизненный опыт обучающихся;