Проектирование педагогических ситуаций в процессе развития умения принимать цель младшим школьником

Дипломная работа, цель которой заключается в выявлении, определении и обосновании возможности научно обоснованного проектирования педагогических ситуаций как средства развития умения принимать цель младшим школьником. В ходе исследования автор определяет содержательную сущность понятия «педагогическая ситуация»; изучает формирование способности младших школьников принимать цели учебной деятельности; рассматривает педагогические ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.10.2022
Объем файла
239 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность проблемы и тема исследования. «Закон об образовании» и реализуемые сегодня президентские программы в сфере совершенствования образования и социальной сферы ставят на первый план самооценку ученика и самооценку учителя. С точки зрения гуманизации «самооценка» означает признание важности этих предметов как таковых. С этих позиций утверждается приоритет личностно-ориентированного образования, суть которого заключается в признании учителя и ученика субъектами взаимодействия, направленного на формирование социальных качеств ребенка. Любое взаимодействие всегда происходит в конкретной ситуации.
В образовательном процессе каждая ситуация благодаря научно обоснованному дизайну может приобрести статус педагогической. 

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические аспекты проектирования педагогической ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником 7

1.1. Содержательная сущность понятия «педагогическая ситуация» 7

1.2. Формирование способности младших школьников принимать цели учебной деятельности 14

1.3. Педагогические ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником 20

Глава 2. Пути и средства проектирования педагогической ситуации как средства развития умения принимать цель младшим школьником в образовательном процессе 27

2.1. Диагностика сформированности умения принимать цель младшим школьником 27

2.2 Методы формирования способности школьников принимать цели учебной деятельности с помощью проектирования педагогической ситуации 47

Заключение 59

Список использованной литературы 62

Список использованной литературы

1. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы / Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. – М., 2010. – 50 с.

2. Артюхов Н.В. Целеполагание / Н.В. Артюхов [и др.] – Новокузнецк: ИПК, 1997. – 67 с.

3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 162 с.

4. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.

5. Бунимов Н.Т. Словарь современных понятий и терминов / Н.Т. Бунимов [и др.] - М.: Республика, 2002. - 527 с.

6. Бухарова Г.Д. Общая и пофессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.:Академия, 2009. – 336 с.

7. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.

9. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова / Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №6. - С. 15-19.

10. Епишева О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные теоретические процедуры: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1999 – 175 с.

11. Климанова Л.Ф. Русский язык: учебник для общебразовательных организаций / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2015. –  2 часть.

 12. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.

13. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24

14. Лекант П.А. Современный русский язык: уч. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / П. А. Лекант. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2000. – 557 с.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

16. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова; И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10 – С.6- 12.

17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1994. – 928 с.

18. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. – 255 с.

19. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

20. Сивова И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Сивова И.С. - Волгоград, 1999. - 207 с.

21. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения: уч. пособие для студ. пед. уч. завед. / М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993. – 383с.

22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина – М.: Просвещение, 1988. – 175 с. 

23. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для вузов / О.К. Тихомиров – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.

24. Фролова И.Т. Философский словарь: Для студ. высш. Учебных заведений./ И.Т. Фролова. – М.: Издательство «Республика», 2001. – 720 с.

25. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Д. Эльконина – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 367 с.

26. Программа формирования универсальных учебных действий / Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009.

27. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова – Управление начальной школой. - 2009. - № 12.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

29. Белогурова Е., Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.belogurova.ru/glossary (дата обращения 27.12.2021).

30. Смирнова Н.П., Формирование универсального учебного действия (целеполагание) по УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/11740.html (дата обращения 27.12.2021).

31. Формирование умения целеполагания у младших школьников. (Августовский педсовет. РМО начальных классов). Выступление учителя начальных классов МОУ-СОШ №2, высшей квалификационной категории, Авдеевой Татьяны Васильевны. 27.12.2021].

32. Хазова С.А. Монография: «Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту» // Научная электронная библиотека. Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания // ISBN: 978-5-91327-070-2, 2010. [Электронный ресурс] URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=2398 (дата обращения: 27.12.2021)].

33. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 22 авг. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm].

34. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-496-02491-4].

35. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020–1022. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 27.12.2021)].

36. Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 27.12.2021)].

37 Яшмолкина Н.В. Формирование умения целеполагания у младших школьников, 2014. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/03/19/formirovanie-umeniya-tselepolaganiya (дата обращения: 27.12.2021)].

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом важно отметить, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Дети формулирую цель проще. Они могут прочитать цель урока, написанную на доске, и объяснить её своими словами, потому что кроме понимания цели важным является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности [4, с. 76].
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Приёмы организации принятия цели, выделенные кандидатом педагогических наук, доцентом З.А. Кокаревой:
опора на личный жизненный опыт обучающихся;