Особенности исполнения вокальной барочной музыки студентами высших учебных заведений
ВВЕДЕНИЕ
Особенности исполнения вокальной барочной музыки в эпоху ее популярности подчинялись разным влияниям. Вводились новые приемы и техники, но и от наследства барокко не отказывались. Развитие вокальной барочной музыки затрагивали разные украшения, полифония, манера извлечения звука, выражение внутреннего мира вокалиста, внедрение речитатива.
Актуальность исследования заключается в возрастании количества вокалистов, исполняющих итальянское оперное искусство XVII в театрах, на концертах и музыкальных конкурсах.
Интерес аудитории продиктован желанием услышать стилистически и исторически оригинальное звучание музыки эпохи барокко. Для того, чтобы воссоздать звучание эпохи барокко требуется изучение дошедших до наших дней документов, сведений и музыкальных материалов, а также вокальные традиции эпохи барокко.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. История рождения и развития вокальной музыки стиля барокко……………………………………………………………………….. 5
1.1. Зарождение стиля барокко в вокальной музыке…….....……………... 5
1.2. Характерные особенности вокального исполнительства в эпоху барокко……………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Современное исполнительство вокальной барочной музыки….. 21
2.1. Методические рекомендации по исполнению вокальной барочной музыки студентами вузов…………………………………………………… 21
2.2. Упражнения для приближения к аутентичному исполнению вокальной барочной музыки………………………………………………... 26
Заключение ………………………………………………………………..… 45
Список используемых источников...……………………...………………... 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А. Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987
2. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1 - М.: Музсектор Госиздата, 1929.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики - М., 1970;
4. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. - 372 с.
5. Круглова Е. В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство (на примере сочинений Генделя): диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02. -М., 2007.
6. Куколь Г. В. Итальянская опера первой половины XVII века: Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы: диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02-Киев.: 1989.-225 с
7. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. - М.: Советский композитор, 1971. - 324с.
8. Кирхер А. Универсальная музыка // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII веков / сост. и общая вступительная статья В. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1971.
9. Круглова Е В Музыка «старых мастеров» - азбука вокального мастерства (К проблеме культуры вокального звука) //Дополнительное художественное образование детей опыт и проблемы Материалы регион науч -прак конф 26 марта 2004 - Ульяновск, 2004
10. Круглова Е В О специфике воспитания певца на музыкальном материале композиторов XVII - XVIII столетий //Наши традиции — наше будущее музыкальная культура и образование в свете современных научных проблем Сб материалов межрегион науч-прак конф 19 апреля 2004 г -Тула, 2004
11. Лымарева Т. В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 -СПб, 2009
12. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова. -М.: Музыка, 1966.
13. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению - «Просвещение», 1987;
14. Менабени А. Г. Учебный материал при индивидуальной вокальной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы// Теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательной школы – М., 1980;
15. Малышева Н. М. О пении - М., «Композитор», 1992;
16. Морозов В. П. Тайны вокальной речи - М. ,1967;
17. Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. / И. К. Назаренко. - М.: Музгиз, 1963.
18. Орлова И.Ф. "Развитие голоса девочек" Москва, 1962г.
19. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации / Составитель Л. В. Назарова, под редакцией Л. П. Шестеркиной. - Челябинск: ЮУрГУ, 2004
20. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации / Составитель Л. В. Назарова, под редакцией Л. П. Шестеркиной. - Челябинск: ЮУрГУ, 2004
21. Роллан Р. Опера до оперы // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. III. -М.: Музыка, 1988.
22. Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. II. -М.: Музыка, 1987. -С. 17-199
23. Рубаха Е. Опера в XVII веке / Музыкальная академия. - 2006. - № 1. - С.109-116
24. Симонова Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto: диссертация ... доктора искусствоведения: 17. 00. 02-М., 2006.-371 с.
25. Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo): диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02-М., 1997.-328 с.
26. Сетдикова Ю. Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04. -М., 2006.
27. Станиславский К. С. Работа актера над собой. - Полное собрание сочинений, т. 2. -М.: Искусство, 1954.
28. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М., Музыка, 1973.-448 с.
29. СтахевичА. Искусство bel canto в итальянской опере XVIIXVIII веков: Монограф1я. - Харьков: ХДАК, 2000.
30. Сусидко И. П. Опера seria: Генезис и поэтика жанра: дисс. ...доктора искусствоведения: 17. 00. 02. - М., 2000.
31. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М., Музыка, 1973
32. Тараева Г. Старинная музыка: аутентичный стиль и интерпретация // Старинная музыка сегодня. Материалы научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория, 2004.
33. Талаквадзе Э. В. Вокальная школа Людовико Цаккони // Вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Сборник научных статей. Вып. 3 / науч. ред. Л. С. Зорилова, М. Б. Сидорова. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2006.
34. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы первой Российской научнопрактической конференции 4- 5 декабря 2000 / отв. ред.-сост. В. Н. Холопова. - Москва - Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С. 55 - 76
35. Титов Е. Теоретические основы музыкальной артикуляции: дис. ... кандидата искусствоведения: 17. 00. 02. -Ростов-на-Дону, 2002.
36. Фомина В. П. Вокально-исполнительские принципы воплощения аффектов в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. Материалы XI международной научно-практической конференции / под научной редакцией В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013.
37. Фомина В. П. Проблемы современной вокальной интерпретации ранней итальянской оперы XVII века // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1.
38. Шацкая В.Н. "Детский голос" Москва, 1978г.
39. Фомина, Валентина Павловна Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века: на примере опер Клаудио Монтеверди: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 Москва 2013
40. Фомина В. П. Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 6.
41. Фомина В. П. Современная интерпретация старинной музыки в контексте профессиональной вокальной подготовки // Сборник Пути 166 подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств. Материалы научно-практической конференции / под общей научной редакцией проф. Казаковой А. Г. Вып. 2. - М.: Экон-Информ, 2010.
42. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: Учебник для- историкотеоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. - М.: Издательский дом «Композитор», 2006.
43. Хроника мировой оперы. 1600 - 2000. - Екатеринбург: У - фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2005.
44. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 3- е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2006.
45. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы первой Российской научнопрактической конференции 4- 5 декабря 2000 / отв. ред.-сост. В. Н. Холопова. - Москва - Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.
46. Цыбко Е. Н. Ария: от барокко к классицизму: диссертация канд. искусствоведения: 17. 00. 02. - М., 2005. - 244 с.
47. Шевлякова Л. Д. От мадригала к оперной арии: О взаимодействии вокальных жанров XVI - XVII в.: диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02-М., 1992
48. Шишова С. В. Сущностные проблемы вокально-исполнительской интерпретации (теория и практика) // Вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Сборник научных статей. - Вып. 2 / науч. ред. Л. С. Зоролова, М. Б. Сидорова. - М.: МГУКИ, 2005
49. Шлыкова Е. Исполнение скрипичной музыки барокко: дис. ... канд. искусствоведения. -Ростов-на-Дону, 2000.
50. Donington R. The Interpretation of Early Music. New revised ed. - New York - London, 1989.
51. Pirotta N. Monodia // La Musica (sotto la direzione da G. M. Gatti, a cura di A. Basso). Parte I. Enciclopedia storica. V. 3. Torino, 1966.
Общепризнанный вокальный опыт и огромная история оперы показывает, что есть возможность изменения соотношений музыки и текста, его основной структуры, роль оркестра как драмы и другие структурные свойства, кроме самого бельканто как основой базы интонации вокального звучания. Овладевание данной техникой позволяет адаптировать свой голос для выполнения вокального звучания музыкальных произведений различных эпох и вариаций этой техникой.
Монтеверди определял на базе своих исследований «взволнованного стиля» - подражание волнениям слушателя, интонации слов и акцентам речевого аппарата как показ главных переживаний слушателя в музыкальную интерпретацию.
Но данный стиль был все го лишь повторением обобщенных средствами выражения музыкального звучания. К примеру, на опере seria мы видим, что трактовка образов лиц, задействующих в важной степени посредственно и типично. Сами эмоции произведений в обыденных ситуациях плохо связаны с драмой самого выступления.