Основы работы дирижера над хоровым произведением
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы «Моделирование как основной этап изучения хорового произведения», заключается в недостаточной работе студентов хормейстеров по освоению хоровых партитур, и неверном представлении о способах изучения хоровой музыки.
Среди всех исполнительских профессий профессия дирижера – самая сложная. Здесь дирижер выступает в качестве посредника между композитором и слушателями.
«Сложность дирижерской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижера, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролером» качественной стороны исполнения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы работы дирижёра над хоровым произведением ………………………………………………………………….6
1.1. Сущность и специфика профессиональной деятельности дирижёра хора………………………………………………………………………………...6
1.2. Последовательность работы над хоровым произведением………………………………………………………………….....9
Глава 2. Изучение хорового произведения – важнейший этап в самостоятельной работе дирижёров хора……………………………………12
2.1. Этапы самостоятельной работы по изучению хорового произведения ………...…………………………………………………………..12
2.2. Моделирование как главный этап самостоятельного изучения хорового произведения …..……………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ольхов, К.А. Теоретические основы дирижерской техники. -2-е изд. -Л.:Музыка, 1984
2. Рацер, Е.Я. Дирижирование – URL: https://www.belcanto.ru/dirizh.html
3. Шишкоедова, М.Н. Дирижирование как вид исполнительского искусства -URL: https://infourok.ru/dirizhirovanie-kak-vid-ispolnitelskogo-iskusstva-4567356.html
4. Мусин, И.А. Техника дирижирования. - М., 1967.
5.Живов, В.Л. Трактовка хорового произведения. - М., 1986.
6.Левандо, П.П. Проблемы хороведения. - Л., 1974.
7. Птица, К.Б. О хоровом дирижировании. Работа в хоре. - М., 1966.
8. Паисов, Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): Очерки истории и теории. - М.: Сов. композитор, 1991.
9. Птица, К.Б. О хоровом дирижировании. Работа в хоре. - М., 1966.
10. Казачков, С.А. О вокально-хоровой фразировке: беседы в форме рондо/С.А. Казачков. - Казань: Изд-во Казан. консерватории,2001.
11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка/В.А.Самарин, - М.:Академия,2002.
12. Андреева, Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования.- М.,1969.
13. Дыганова, Е.А. Самостоятельная подготовка студента-музыканта к практической работе с хором, учебно-методическое пособие. Казань, 2011. - URL: https://kpfu.ru/docs/F1235337007/Dyganova.E.A..Samostoyatelnaya.podgotovka.studentov_muzyk.pdf#1
14. 3 этапа работы над хоровым произведением,
- URL: http://moinoty.net/stati/3-etapa-raboty-nad-xorovym-proizvedeniem.html
Чтобы начать работу с хором, необходимо выбрать музыкальное произведение. Выбирать репертуар для хорового коллектива нужно основываясь на составе хора, его исполнительских возможностях, при этом учитывая перспективы роста технического и исполнительского мастерства.
Критерии выбора репертуара:1) разнообразие по историческим эпохам, стилям, жанрам, характерам и т.д.;2) духовные и светские хоровые произведения, произведения
западноевропейских и российских классиков, обработки и переложения народных песен, современных сочинений);3) достаточное количество произведений a cappella.
Предварительная работа над хоровой партитурой.
В работе хорового дирижера должны быть раскрыты все аспекты творческой деятельности композитора и поэта, важно подойти к ним как можно ближе, чтобы понять их творческие задачи и мысле