Воспитание культуры поведения у младших школьников как педагогическая проблема

Выпускная квалификационная работа, целью которой является изучение особенностей воспитания культуры поведения у младших школьников. В ходе исследования автор проанализировал теоретические аспекты проблемы формирования культуры поведения младших школьников; изучает методы и формы работы по воспитанию культуры поведения у младших школьников; разрабатывает педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям младших школьников по воспитанию культуры поведения у детей.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.10.2022
Объем файла
12624 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. В современной школе данная проблема приобрела ещё большую значимость.
Когда говорят о культуре поведения, имеют в виду выполнение человеком общепринятых норм общественного порядка, правил общежития, благодаря чему не только соблюдаются нормы поведения, но и происходит целенаправленное и эффективное общение людей друг с другом, сохраняются и поддерживаются нормальные условия их труда, отдыха, творческой деятельности, проявляются забота, внимание к нуждам друг друга. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) ставит на первый план воспитание у учащихся универсальных учебных действий (далее УУД) и определяет личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИ-ТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Сущность понятия культуры поведения и её компоненты……..… 5

1.2. Особенности воспитания культуры поведения в младшем школьном возрастерасте……………………………………………….... 10

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕ-ГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА У РОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………………… 22

2.1. Педагогическая диагностика культуры поведения у младших школьников……………………………………………………………… 22

2.2. Методы и формы воспитания культуры поведения у младших школьников………………………………………………………………. 24

2.3. Педагогические рекомендации учителям начальных классов и родителям младших школьников по воспитанию культуры поведе-ния у детей………………………………………………………………... 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 40

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………….............. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………... 46

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ананьев Б.Г. Воспитание школьников. – М. : Спарк. – 2010. 4. Беляев Г.Ю. Модели поведения как матрицы воспитания // Педагогика. – 2011. – 76 с.

2. Ананьин Г.Е. О системном подходе в воспитании // Педагогика. – 2011. 2. Ан-дреева Г.М. Социальная психология. – М. : Просвещение, 2006 – 56 с. 

3. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школь-никами  / О. Д. Калинина. – М.: Просвещение, 1985. – 43с.

4. Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов / В.И. Петрова – М. : Просвещение, 1978. – 157с.

5. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М. : Просвещение, 1980. – 56 с.

6. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Е. : АРГО, 1997. – 192с.

7. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М. : Просвещение, 1974. – 56 с.

8. Васильева М.С. Воспитание учащихся средствами литературы / М. И. Оморо-кова, А.А. Абдуллина // Начальная школа. – 2009. – № 8. – С.11-16.

9. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. – М. : Книга по Требованию, 2012. – 43 с.

10. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / И.Б. Первин– М. : Просвещение, – 1977. – 65 c.

11. Волосеко А.В. Система воспитательной работы в начальной школе // Началь-ная школа плюс до и после. – 2006. – №2 – №3. С. – 56 с.

12.   Воронов В.В. Разнообразие форм воспитательной работы, 2001 г. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник методических материалов в помощь организа-тору внеклассной и внешкольной воспитательной работы. / под ред. Л.К. Балясной. – М. : Просвещение, 2007. – 65 с.

13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М. : Союз, 2006. – С. – 224 

14. Гавриловец К.В. Нравственно – эстетическое воспитание школьников И.И. Казимирская. Книга для учителя – М. : Народная асвета, 2007. – 56 с. 

15. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. –  145 с.

16. Голованова Н.Ф. Особенности технологии воспитательной работы в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. –  2003. –  №1. – С.59-67.

17. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. – 2004. –  №5. – С. 3 – 5. 

18. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М. : 2001.  – 105-106 с. 

19. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. –  М. : УЦ Перспектива, 2008. – 96 с. 

20. Дорохов А. А. Как себя вести беседы о вежливости и правилах поведения. – М. :1970. – 34 с.

21. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.

22. История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2003. –86 с. 

23. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs /  (дата  обращения 01.02.2022). 

24. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. // Начальная школа. – 2011. – С. 25 

25. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. // Начальная школа. – 2011. –  С. 35

26. Караковский В.А.. Воспитание? Воспитание... Воспитание! / Л.И. Новикова Селиванова Н.Л. Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л.Селивановой. – М. : 2000. – 99 с.

27. Киянченко Е.А. Учим детей общаться. // Начальная школа. – 2002. С. 44 – 47. 

28. Князева Т.Н. Я учусь учиться (психологический курс развивающих занятий для младших школьников). – М. : АРКТИ, 2004. – 216с.

29. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М. : Академия, 2003. с. 538. 

30. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров – М. : Изда-тельский центр «Академия». –  2003. – с.176. 

31. Конкевич С.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете. – СПб. : Детство- Пресс, –  2013. – 122 с.

32. Кравцова Л.Н. Духовно-нравственное воспитание в системе ДОД /Л.Н. Крав-цова Дополнительное образование и воспитание, – 2012. –  С. 68.

33. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-метод. пособие для высш. и сред. пед. учеб, заведений / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М. : Ростов на /Д. – 2000. – С. 105

34. Латышин Д.И. История педагогики. Учебное пособие – М.: Гардарики 2006. – С. 133.

35. Лемяскина Н.А. Культура общения: Учебно-методический комплект для начальных классов (1 – 4) / Стерник И.А – В. : – 2000. – 421с.

36. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе» // Начальная школа. –  2002. – С. 68. 

37. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs / (дата обращения 12.02.2022). 

38. Мартьянова А. И. Воспитание: содержание и формы: методические рекоменда-ции А.И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 21– 29. 

39. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М. : Про-свещение, 1985. – 102с.

40. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиоб-щественного поведения. –  М. : 1990. – 142с.

41. Нечаева В.Е. Занятия по речевому этикету. //Начальная школа – 1998 –  №3. – с.68.

42. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. – Режим доступа: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm (дата обращения 05. 01.2022).

43. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей – М. : «Просвещение», 1986. – 135 с. 

44. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. – М. : – 2001. – 165 с.

45. Плинер П.Г. Воспитание личности в коллективе / В.А. Бухвалов – М. : 2000. - – 158 с.

46. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов. / И.П. Подласый – М. : Владос-пресс, 2004. – 176 с. 

47. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М. : Просвещение, 2009. –  50 с. 

48. Радченко А.Ф. Роль среды обитания в воспитании и развитии молодого поко-ления // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 201

49. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. – М. : АРКТИ, 2004. – 64с. 

50. Российская педагогическая инцеклопедия [Электронный ресурс] – Режим до-ступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1430 / (дата обращения 01.03.2022).

51. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб, пособие для вузов / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : 1999. – 216 с.

52. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения –М. : Народ-ная асвета, 2007. – 24 с.

53. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве-дений / И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; / Под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр Академия, 2005. – 177 с.

54. Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для  об-суждения в школе. – СПб. : Издательство «Питер», – 2001. – 115 с. 

55. Соколова И. И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 82-85.

56. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. –  М. : Детская литература, 1987. – 367с.

57. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические задания – М. : Просвещение, 2010. – 68 с. 

58. Сухомлинский В. А. О воспитании –  М. : Политическая литература, 1982. –  270 с.

59. Тисленкова  И. А.  Нравственное воспитание: для организаторов воспитатель-ной работы и классных руководителей – М. : Просвещение, 2008. –  108 с. 

60. Титова Е. В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: книга для учителя. – М. : Просвещение, 1993. –  246 с. 

61. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1- 4. –  М. : Русс. яз., – 233с.

62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 41 с. 

63. Шелопухо О.А. Какой у вас ребёнок? Популярная психология для родителей. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320с.

64. Шендрик А.И. Теория культуры. – М. : Издательство политической литературы «Единство», 2002. – 519 с.

65. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников «Преображение» // Практика административной работы в школе. – 2006. – № 8. – C. 46 – 49. 

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;