Развитие вокально-хоровых навыков школьников в процессе распевания на уроках музыки

Дипломная работа, цель которой заключается в изучении особенностей формирования вокально-хоровых навыков школьников в процессе распевания на уроках музыки. В ходе исследования автор изучает какими вокальнь-хоровыми навыками должны обладать школьники; изучает структуру распевания его задачи в вокально-хоровой работе; анализирует литературу, методические пособия ведущих хормейстеров в области хорового воспитания детей;
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.10.2022
Объем файла
5174 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей. Оно развивает многие музыкальные способности ребенка, но в первую очередь, оно развивает певческий голос. Уметь красиво петь нынче модно. Большую популярность приобретают телевизионные проекты: «Голос дети», "Битва хоров", "Ты супер", многие дети хотят быть певцами, стремятся выступать на сцене. Ежегодно проходят конкурсы, где могут участвовать дети школьного возраста. И наш университет проводил конкурс под названием "Одарённые дети России-золотые голоса" в котором одной из номинаций являлась "Каждый класс-хор". Эта номинация предоставила возможность соревноваться школьным хорам разных возрастных категорий между собой. Не смотря на сокращение внеклассных факультативных часов, что требует

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 6

1.1 Основы вокально-хоровой работы на уроках музыки в общеобразовательной школе 6

1.2 Распевания – основа вокально – хоровой работы 14

Выводы по I главе 18

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 20

2.1 Содержание, формы и методы развития вокально - хоровых навыков на этапе распевания 20

Выводы по II главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алиев, А.Б. Настольная книга учителя-музыканта [Текст] / А.Б. Алиев.- М., 2000.-334 с.

2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О.А. Апраксина. – М., 1983. – 258 с.

3. Багадуров, В.А. Вокальное воспитение детей [Текст] / В.А. Багадуров.- М.: Музыка, 1952. –189 с.

4. Гладкая, С. О формированиии певческих навыков на уроках музыки в начальных классах [Текст] / С. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе.- М., 1989.-187 с.

5. Давыдова, В.А. Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса [Текст] / В.А. Давыдова, Д.С. Мчелидзе.- Тб., 1966. – 215 с.

6. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев.- М.: Музыка, 1968.-675 с.

7. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором [Текст]  / Г.А.Дмитревский. – М., 1957. (переиздание:Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором / Г.А.Дмитревский. – М.: Лань, 2007 — 112 с.

8. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст]  / А. А. Егоров. – Л.; М.: Госмузиздат, 1951 – 238 c.

9. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого го-лосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки [Текст] / В.В. Емельянов. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. – 165 с.

10. Живов, В. Л. О музыкально–выразительных средствах в хоровом ис-полнительстве [Текст]  / В. Л. Живов // Хоровой коллектив.– М.: Музыка, 1976.

11. Левандо, П.П. Работа дирижёра над хоровой литературой [Текст]  / П.П. Левандо.-М.: Музыка, 1970.

12. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина.-М.:Издательство «Срипторий 2003», 2010 - 176 с.

13. Казачков, С. А. Дирижер хора – артист и педагог [Текст]  / С. А. Казачков ;   Казан. гос. консерватория. – Казань, 1998. – 308 с.

14. Краснощёков, В. И. Вопросы хороведения [Текст]  / В. И. Краснощёков. – М.: Музыка, 1969. – 300 с.

15. Огороднов, Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека [Текст] / Д.Е. Огороднов.- М.: Музыка, 1994. -  47 с.

16. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д.Е. Огороднов.- М.: Музыка, 1972. - 152 с.

17. Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 192 с.

18. Пигров, К. К. Руководство хором [Текст]  / К. К. Пигров. – М.: Музыка, 1964. — 220 с.

19. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников [Текст / В.С. Попов // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. – М.: Музыка, 1985 –  145 с.

20. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором : Материал к курсу техники дирижирования [Текст]  / К. Б. Птица. – М.; Л.: Музгиз, 1948. – 160 с.

21. Романовский, Н.В. Хоровой словарь [Текст] / Н.В. Романовский -   М.:Музыка, 2000.-142 с.

22. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка [Текст]  / В. А. Самарин. — М.: Академия, 2002. — 352 с.

23. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст]  / В. Г. Соколов. – М.: Музыка, 1967.

24. Соколов, В.Г. Школа хорового пения [Текст]  / В.Г. Соколов.-М.: Музыка, 1987.-170 с.

25. Струве, Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя [Текст]  / Г.А. Струве. – М.: Просвещение, 1981, - 76-81 с.

26. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст]  / Г.П. Стулова. – Москва, «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992.- 196 с.

27. Стулова, Г. П.Теория и практика работы с детским хором [Текст] / Г.П. Стулова // Учеб. пособие для. студ. пед. высш. учеб. Заведений. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. -176 с.

28. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа [Текст] / В.К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе.- Выпуск 15. – М.: 1982.- 289 с.

29. Урбанович, Г. Певческий голос учителя [Текст]  / Г. Урбанович// Сборник «Музыкальное воспитание в школе». – Вып. 14. – М., 1978. – 276 с.

30. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст]  / П. Г. Чесноков. – М.: Госмузиздат, 1961. – 241 с.

31. Яранцева, Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методическое пособие [Текст] / Я.Г. Яранцева. – Вологда 2006. – 49 с.

На третьем занятии было больше уделено внимания развитию  чистого интонирования и расширению певческого диапазона учащихся. Для этого были использованы некоторые распевания, например: Песня-приветствие «Здравствуйте ребята». Очень часто учителя музыки проводят распевания-приветствия, когда дети заходят в класс и приветствуют учителя распеваясь, тем самым мы выполняем сразу несколько задачь: активизация внимания учащихся, работа над певческой установкой, разогрев артикулляционного аппарата, улучшение звукообразования, за счет разных вариантов окончания распевки. Так же очень интересным и многофункциональным является приём мелодического эха, применяемый в распевках-играх, например из ранее приобретенного опыта работы  песня «Как кричит крокодил» (Приложение 2).
Главным плюсом развивающих голосовых игрх ялвяется предусматривание создания игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. А так же такие распевания, за счёт непринуждённости их исполнения,  создают благоприятную и доброжелательную обстановку в классе, поднимают настроение детей, что немаловажно для урока музыки. Далее так же, как и на 2 уроке, мы переходили к разучиванию песен.