Развитие вокально-хоровых навыков школьников в процессе распевания на уроках музыки
ВВЕДЕНИЕ
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей. Оно развивает многие музыкальные способности ребенка, но в первую очередь, оно развивает певческий голос. Уметь красиво петь нынче модно. Большую популярность приобретают телевизионные проекты: «Голос дети», "Битва хоров", "Ты супер", многие дети хотят быть певцами, стремятся выступать на сцене. Ежегодно проходят конкурсы, где могут участвовать дети школьного возраста. И наш университет проводил конкурс под названием "Одарённые дети России-золотые голоса" в котором одной из номинаций являлась "Каждый класс-хор". Эта номинация предоставила возможность соревноваться школьным хорам разных возрастных категорий между собой. Не смотря на сокращение внеклассных факультативных часов, что требует
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 6
1.1 Основы вокально-хоровой работы на уроках музыки в общеобразовательной школе 6
1.2 Распевания – основа вокально – хоровой работы 14
Выводы по I главе 18
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РАСПЕВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 20
2.1 Содержание, формы и методы развития вокально - хоровых навыков на этапе распевания 20
Выводы по II главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиев, А.Б. Настольная книга учителя-музыканта [Текст] / А.Б. Алиев.- М., 2000.-334 с.
2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О.А. Апраксина. – М., 1983. – 258 с.
3. Багадуров, В.А. Вокальное воспитение детей [Текст] / В.А. Багадуров.- М.: Музыка, 1952. –189 с.
4. Гладкая, С. О формированиии певческих навыков на уроках музыки в начальных классах [Текст] / С. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе.- М., 1989.-187 с.
5. Давыдова, В.А. Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса [Текст] / В.А. Давыдова, Д.С. Мчелидзе.- Тб., 1966. – 215 с.
6. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев.- М.: Музыка, 1968.-675 с.
7. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором [Текст] / Г.А.Дмитревский. – М., 1957. (переиздание:Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором / Г.А.Дмитревский. – М.: Лань, 2007 — 112 с.
8. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. – Л.; М.: Госмузиздат, 1951 – 238 c.
9. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого го-лосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки [Текст] / В.В. Емельянов. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991. – 165 с.
10. Живов, В. Л. О музыкально–выразительных средствах в хоровом ис-полнительстве [Текст] / В. Л. Живов // Хоровой коллектив.– М.: Музыка, 1976.
11. Левандо, П.П. Работа дирижёра над хоровой литературой [Текст] / П.П. Левандо.-М.: Музыка, 1970.
12. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина.-М.:Издательство «Срипторий 2003», 2010 - 176 с.
13. Казачков, С. А. Дирижер хора – артист и педагог [Текст] / С. А. Казачков ; Казан. гос. консерватория. – Казань, 1998. – 308 с.
14. Краснощёков, В. И. Вопросы хороведения [Текст] / В. И. Краснощёков. – М.: Музыка, 1969. – 300 с.
15. Огороднов, Д.Е. Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека [Текст] / Д.Е. Огороднов.- М.: Музыка, 1994. - 47 с.
16. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д.Е. Огороднов.- М.: Музыка, 1972. - 152 с.
17. Осеннева, М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 192 с.
18. Пигров, К. К. Руководство хором [Текст] / К. К. Пигров. – М.: Музыка, 1964. — 220 с.
19. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников [Текст / В.С. Попов // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. – М.: Музыка, 1985 – 145 с.
20. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором : Материал к курсу техники дирижирования [Текст] / К. Б. Птица. – М.; Л.: Музгиз, 1948. – 160 с.
21. Романовский, Н.В. Хоровой словарь [Текст] / Н.В. Романовский - М.:Музыка, 2000.-142 с.
22. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка [Текст] / В. А. Самарин. — М.: Академия, 2002. — 352 с.
23. Соколов, В. Г. Работа с хором [Текст] / В. Г. Соколов. – М.: Музыка, 1967.
24. Соколов, В.Г. Школа хорового пения [Текст] / В.Г. Соколов.-М.: Музыка, 1987.-170 с.
25. Струве, Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя [Текст] / Г.А. Струве. – М.: Просвещение, 1981, - 76-81 с.
26. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П. Стулова. – Москва, «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992.- 196 с.
27. Стулова, Г. П.Теория и практика работы с детским хором [Текст] / Г.П. Стулова // Учеб. пособие для. студ. пед. высш. учеб. Заведений. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. -176 с.
28. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа [Текст] / В.К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе.- Выпуск 15. – М.: 1982.- 289 с.
29. Урбанович, Г. Певческий голос учителя [Текст] / Г. Урбанович// Сборник «Музыкальное воспитание в школе». – Вып. 14. – М., 1978. – 276 с.
30. Чесноков, П. Г. Хор и управление им [Текст] / П. Г. Чесноков. – М.: Госмузиздат, 1961. – 241 с.
31. Яранцева, Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методическое пособие [Текст] / Я.Г. Яранцева. – Вологда 2006. – 49 с.
На третьем занятии было больше уделено внимания развитию чистого интонирования и расширению певческого диапазона учащихся. Для этого были использованы некоторые распевания, например: Песня-приветствие «Здравствуйте ребята». Очень часто учителя музыки проводят распевания-приветствия, когда дети заходят в класс и приветствуют учителя распеваясь, тем самым мы выполняем сразу несколько задачь: активизация внимания учащихся, работа над певческой установкой, разогрев артикулляционного аппарата, улучшение звукообразования, за счет разных вариантов окончания распевки. Так же очень интересным и многофункциональным является приём мелодического эха, применяемый в распевках-играх, например из ранее приобретенного опыта работы песня «Как кричит крокодил» (Приложение 2).
Главным плюсом развивающих голосовых игрх ялвяется предусматривание создания игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. А так же такие распевания, за счёт непринуждённости их исполнения, создают благоприятную и доброжелательную обстановку в классе, поднимают настроение детей, что немаловажно для урока музыки. Далее так же, как и на 2 уроке, мы переходили к разучиванию песен.