Основные виды дисграфических ошибок в письменных работах детей с нормальным и нарушенным интеллектом
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день многие дети имеют различные нарушения письменной речи. Недостатки письменной речи встречаются как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей, которые правильно произносят все звуки. Что уже говорить о детях, имеющих интеллектуальные нарушения. У данной категории детей в наибольшей степени проявляются нарушения письма.
В отечественной логопедии такие авторы как, И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева и другие, довольно широко и детально осветили вопросы симптоматики, механизмов и структуры дисграфии. Разработали методологические подходы, направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии.
Несмотря на широкий диапазон знаний в данном направлении, особенности логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с нарушением интеллекта остались раскрываемыми лишь поверхностно.
СОДЕРЖАНИЕ Стр
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ …………………………………………………………....................................7
1.1. Понятие нарушений письма в логопедии, виды, симптоматика, классификация………………………………………………………………..7
1.2. Проявление ошибок на письме у младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектом………………………………...12
1.3. Анализ коррекционных подходов по преодолению ошибок на письме у младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектом ………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
2.1. Организация, база, методы, методика исследования ошибок на письме у младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектом………………………………………………………………... 27
2.2. Анализ результатов исследования ошибок на письме у младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектом ……………….29
2.3. Рекомендации по преодолению ошибок на письме у младших школьников с нарушенным интеллектом ……………………………….. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................... 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина [и др.] / под ред. Л.С. Цветковой. – Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. – 272с.
2. Ахутина Т.В. нарушение письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина. – Санкт-Петербург, 2004. – 207с.
3. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников / М.С. Грушевская. – Москва: Просвещение, 1982. – 224с. – URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/18317.php (дата обращения 13.12.2021)
4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 335с.
5. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок / Н.С. Жукова. – Москва: ЭКСИМО - Пресс, 2001. – 80 с.
6. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие / О.М. Коваленко. – Москва: Астрель, 2008. – 157с.
7. Козырева О.А. Читай! Размышляй! Пиши!: карт. задания по русскому языку, чтению и развитию речи / О.А. Козырева, К.А. Кутакова. – Москва: Владос, 2006. – 95с.
8. Корнев А.Н. дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург, 1995. – 275с. – URL: https://tlib.gbs.spb.ru/ (дата обращения: 23.12.2021)
9. Корнев А.Н. нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Москва: Просвещение, 1997. – 252с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-4.shtml (дата обращения: 26.12.2021)
10. Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей / О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2004. – №1. – С. 23-29.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – Москва: ВЛАДОС, 1999. – 221с. – URL: https://studfile.net/preview/5799927/ (дата обращения 02.12.2021)
12. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венидиктова. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2004. – 294с.
13. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. – Москва: Учпедгиз, 1940. - 72с. – URL: https://studfile.net/preview/5799932/page:4/ (дата обращения: 13.10.2021)
14. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва: ВЛАДОС, 1998. - 680 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml (дата обращения: 30.10.2021)
15. Лоскутова Е.В. использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников / Е.В. Лоскутова // Школьный логопед. – 2005. – №2. – С. 67-77.
16. Лурия А. Р. Язык сознание / А.Р. Лурия ; под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону, 1998. – 245с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml (дата обращения: 18.11.2021)
17. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 184с.
18. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128с.
19. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 88с.
20. Матвеева Е.М. Коррекционно - логопедическая работа в школе - интернате 8 вида / Е.М. Матвеева // Логопед. – 2006. – № 1. – с. 88.
21. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – Москва: АРКТИ, 2003. – С. 64 – 89.
22. Микфельд Я.О. Анализ трудностей формирования письменной речи младших школьников / Я.О. Микфельд // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №2. – С. 5 – 8.
23. Микфельд Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет / Я.О. Микфельд // Логопедия. 2004. – №3. – с. 39 – 46.
24. Микфельд Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников / Я.О. Микфельд // Логопедия. – 2004. – №4. – С. 42 – 53.
25. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать. 1990. – 64с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0309/1_0309-1.shtml (дата обращения: 12.12.2021)
26. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – №2. – С. 4 – 14.
27. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – №4. – С. 13 – 25.
28. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – Москва: В. Секачев, 2008. – 128 с.
29. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы / М.Л. Новикова // Дефектология. – 1995. – №3. – С.16 –19. – URL: https://pedlib.ru/Books/6/0022/6-0022-1.shtml (дата обращения: 23.11.2021)
30. Овсюкова Т.В. Формирование предпосылок к овладению морфологическим принципом письма младшими школьниками с ОНР / Т.В. Овсюкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 4. – С. 33 – 40.
31. Парамонова Л.Г. предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: "Союз", 2001. – 286 с.
32. Прищепова Е.Н. радость познания / Е.Н. Прищепова. – Москва: Просвещение, 1990. – 95с. – URL: https://pedlib.ru/Books/2/0084/2_0084-61.shtml (дата обращения: 10.10.2021)
33. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников / И.В. Прищепова. – Санкт-Петербург, 2005. – 189с.
34. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1997. – 256с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml (дата обращения: 25.11.2021)
35. Соботович Е.Ф., Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов / Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. – Москва, 1979. – С.85-98. – URL: https://studfile.net/preview/5799932/page:28/ (дата обращения: 16.12.2021)
36. Словарь логопеда / под ред. В.И. Селевёрстова. – Москва: ВЛАДОС, 1997. – 400с. – URL: https://pedlib.ru/Books/3/0439/index.shtml (дата обращения: 12.12.2021)
37. Токарева О.А. Расстройства письма и чтения / О.А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с. – URL: https://studfile.net/preview/5799932/page:27/ (дата обращения 11.11.2021)
38. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1959. – 258с. – URL: https://pedlib.ru/Books/2/0327/index.shtml (дата обращения: 16.10.2021)
39. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – Москва: 2000. – 249с.
40. Цветкова Л.С., Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / Л.С. Цветкова, А.Р.Лурия. – Москва: Издательство "Институт практической психологии", 1996. – 256с. – URL: https://pedlib.ru/Books/2/0155/2_0155-2.shtml (дата обращени: 08.12.2021)
41. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Санкт-Петербург: Лань, 1997. – 52с. – URL: https://bookree.org/reader?file=588225 (дата обращения: 03.01.2022)
42. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для школьников с недостатками речи / В.Н. Чернякова // Логопед. – 2005. – №2. – С. 61 – 70.
43. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 477с.
44. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся школ / А.В. Ястребова. – Москва: АРКТИ, 2001. – 214с.
45. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – Москва: АРКТИ, 2000. – 57с.
46. Ястребова А.В., Учителю о детях с недостатками речи / Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – Москва: АРКТИ, 1996. – 176с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0327/
47. Яструбиннская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е.А. Яструбиннская // Логопедия. – 2004. – №2. – С. 60 – 70.
Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов (Р.Е. Левина), но и состоянием интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта: произвольной концентрации и переключения внимания, динамического праксиса (А.Н. Корнев) [8, 9, 13].
Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью авторов одинаково: бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.
В процессе письма фонема соотносится с определенным зрительным образом буквы. Для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. Небольшая недостаточность слуховой дифференциации в устной речи может восполняться за счет закреп