Особенности связной речи у детей школьного возраста с нарушениями слуха

Курсовая работа, цель которой заключается в определении значения коррекционной работы по развитию связной речи у школьников с нарушением слуха на уроках СИЗ. В ходе исследования автор рассматривает особенности развития детей с нарушением слуха, изучает психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, а также изучает особенности развития связной речи у школьников с нарушением слуха.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.10.2022
Объем файла
55 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи является одной из наиболее актуальных проблем в обучении детей с нарушением слуха. Это связано с тем, что из-за нарушения их слуховой функции невозможно самостоятельно развивать речь. Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, составляет единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, делится на более или менее значимые структурные компоненты. Связная речь в норме формируется на основе диалогической, разговорной.
Развитие связной речи у детей с нарушением слуха начинается в подготовительном классе и продолжается на протяжении всего обучения в специальной школе. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития связной речи у детей школьного возраста с нарушением слуха………………………………………….5
1.1. Особенности развития детей с нарушением слуха……………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушениями слуха…………………………………………………………………..8
1.3 Формирование связной речи у детей с нарушением слуха школьного возраста………………………………………………………………………………11
Выводы по главе 1…………………………………………………………….15
Глава 2 Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у детей школьного возраста с нарушением слуха……..16
2.1 Роль предметно-практического обучения в коррекционно-развивающей работе у детей с нарушением слуха………………………………………………..16
2.2 Развитие и влияние мотивации обучения детей с нарушением слуха на уроках ппо………………………………………………………………………….20
Выводы по главе 2……………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги

1. Барабанов Р. Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 559-560.

2. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей // Молодой ученый. - 2012. - №5. Т.2. - С. 174-176.

3. Богданова, Т.С. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Т.С.Богданова – М.: Изд.центр Академия, 2002. – 224с.

4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ: Астрель; 2013. – 328 с.

5. Боскис P.M., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей. - М.: Академия, 2011, - 438 с.

6. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. – М.: АСТ, 2014. – 218 с.

7. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Выготский Л. С. Москва. - Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.

8. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М.: Изд-во "Педагогика". 1976.

9. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. – М.: Академия, 2012. – 216 с.

10. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. – 2012. -№3. – С. 21-24.

11. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.

12. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. [Текст] / Мастюкова, Е. М. – Москва 2006г.- 250с.

13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. [Текст] / Мухина В. С. Москва, - Академия, 2004. – 456с.

14. Носкова Л. П. Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Владос, 2014. – 326 с.

15. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. [Текст] / авторы Нигаев, А. Н., Алексеев, О. Л., Екатеринбург 2000г.- 223с.

16. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 2006.- 448 с.

17. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М.: Педагогика, 1981

18. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.

19. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 655 с.

20. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. -655с.

21. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Л.В. Андреева. — М.: Изд. Центр «Академия», 2005. — 576 с.

22. Ульенкова, У. В. Организация и содержание и организация специальной психологической помощи детям с проблемами в развития. [Текст] / Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Москва. - Академия, 2007г. – 178с.

23. Щеглова Т.М. Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 475-478.

24. Яковлева Е.А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 171-173.

25. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 248 с.

Научные материалы и исследования

26. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). – Казань, 23 апреля 2013 г. / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2013. – 230 с.

27. Фомина Л.К. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 191-193.

28. Шафигуллина А.Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 272-274.

Используются три основных вида монологической речи - повествовательная, описательная и рассуждение. В начальных классах преобладают смешанные формы, в которых встречается описательный и повествовательный элемент, повествовательный и элемент рассуждения, потому что нельзя требовать от школьников чисто описательного или рассуждения.
Повествование относится к последовательным событиям, которые связаны друг с другом; есть сюжет. Последовательность событий обычно определяется их естественным ходом. Основное внимание уделяется фактам, действиям действующих лиц, поэтому повествовательный текст насыщен глаголами и существительными. Повествование — самый живой и доступный детям жанр связного высказывания, поэтому методисты (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. А. Рыбникова и др.) рекомендуют начинать работу над самостоятельными письменными сочинениями с повествования.
Аргумент – это текст, в котором для доказательства утверждения используются суж