Индивидуальный подход как основной фактор повышения успеваемости учащихся
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного обучения и воспитания в условиях современной сложной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. «Национальная доктрина развития образования России» провозглашает, что «государственная школа... должна быть ориентирована на более индивидуализированную работу с учениками, создающую атмосферу познавательного, квазинаучного, исследовательского учреждения с ценностями, подчеркивающими индивидуальные достижения» [14]. Индивидуальный подход в педагогическом процессе предполагает учет индивидуальных различий учащихся и, в связи с этим, вариативность методов воспитания, обучения, особые формы организации учебного процесса. Кроме того, успешность его осуществления зависит во многом от знания учителем индивидуальных особенностей своих учеников
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы индивидуализации педагогического процесса в школе…………………………………………… 14
1.1 Базовые понятия исследования проблемы индивидуального подхода... 14
1.2 Теоретические предпосылки и современное состояние проблемы индивидуального подхода……………………………………………………. 24
1.3 Особенности применения индивидуального подхода в МБОУ СОШ № 1 с. п. «Село Хурба» Комсомольского района Хабаровского края………..... 43
1.4 Выводы по Главе 1………………………………………………………… 47
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации индивидуального подхода в условиях школы……………………………… 51
2.1 Педагогическое обоснование условий индивидуализации педагогического процесса школы……………………………………………. 51
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий индивидуализации в школе……………………….. 66
2.3 Организационно-педагогические условия реализации индивидуального подхода в школе……………………………………………78
2.4 Результаты и интерпретация опытно-экспериментальной работы по реализации индивидуального подхода в школе………………………………100
2.5. Выводы по Главе 2………………………………………………………… 108
Заключение…………………………………………………………………….. 111
Библиографический список…………………………………………………… 113
Приложения…………………………………………………………………… 120
Библиографический список
1. Абдуллина, О. А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски [Текст] / О.А. Абдуллина, А.А. Плигин // Наука и школа. - 1998. - №4. - С. 34-36.
2. Акимова, М. К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова - М.: Знание, 1992. - 77 с.
3. Акимова, М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьника: Учет и коррекция [Текст] / М.К. Акимова, В. Т. Козлова-М.: Академия, 2002. - 160 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 559 с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук, ин-т психологии. - М.: Наука, 2000. - 350 с.
6. Антропова, М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [Текст] / М.В. Антропова - М.: Просвещение, 1968.-251 с.
7. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7.- № 2. - С. 21-27.
8. Белинский В. Г., Герцен А.И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие [Текст] / Сост. А.Ф. Смирнов. - М.: Педагогика, 1988.-384 с.
9. Белошистая, А. В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развитие его личности [Текст] / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2000.-№4.-С. 23-31.
10. Бернштейн, М. С. Индивидуальный характер усвоения и индивидуализация обучения (по материалам США) [Текст] / М.С. Бернштейн // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 136-146.
11. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности [Текст]: в 2 т. / В.М. Бехтерев; отв. ред. Г.С. Никифоров, Л.А. Коростылева; предисл. Е.В Левченко; С.-Петерб. гос. ун-т, фак. психологии. - Спб.: Алетейя, 1999.
12. Визгерд, Я. А. Подготовка учащихся к урокам в школе-интернате [Текст] / Я. А.Визгерд - М.: Учпедгиз, 1962. - 103 с.
13. В помощь работникам школ-интернатов [Текст]: сб. статей. — Калининград: Кн. изд-во, 1963. - 31 с.
При этом могут создаваться специальные классы, работающие неполный день. Основную часть времени учащиеся проводят в гетерогенных классах, но объединяются для совместного обучения с учащимися сходных способностей.
Благодаря этому система обучения становится более гибкой. Как отмечает современный американский исследователь В. Шрейдер, наблюдается:
большая активность учащихся;
больше возможностей у учащихся для выбора;
больший охват преподавателем всего класса в целом;
больший охват преподавателем учебного материала;
больше внимания к эмоциональным потребностям и изменяющимся познавательным интересам учащихся [59].
Важно также отметить, что в настоящее время в зарубежной педагогике все больше используется термин холистической концепции образования (holistic education, Ron Miller, G.Max Wingo),