Использование лингвистической игры на уроках русского языка как условие формировании коммуникативных УУД младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.«В современном быстро развивающемся обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна организовать межличностное взаимодействие, решить различные коммуникативные задачи, обеспечивает ей успешную адаптацию в современном обществе»[4, с. 52].
«Одним из направлений модернизации образования в решении этой проблемы является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в котором особое внимание уделяется формированию у обучающихся универсальных учебных действий, в частности коммуникативных» [1].
Актуальность работы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действийу учащихся младшей школы, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием ФГОС. Недостаточное теоретическое и практическое обоснование формиро
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативныхУУД в начальной школе 10
1.1. Понятие коммуникативных УУД младших школьников в условиях ФГОС НОО 10
1.2. Возрастные особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях ФГОС НОО 14
1.3. Методы и средства формирования коммуникативных УУД учащихся младшего школьного возраста 21
1.4. Лингвистическая игра как средство формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка 25
1.5. Краткие выводы по главе 32
ГЛАВА 2. Содержание работы по формированию коммуникативныхУУД с помощью лингвистической игры 35
2.1. Характеристика классного коллектива. Констатирующий этап исследования 35
2.2. Организация работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка с использованием лингвистической игры во 2 классе 44
2.3. Заключительный этап исследования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) https://fgos.ru/fgos/fgos-noo
2. Абрашева З.М. Использование загадок при введении букв на уроках русского языка // Начальная школа. – 2003.– №11. – С. 21-24.
3. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. – 2009. – №3–С.4 – 9.
4. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах школы: Кн. Для учителя. – М.: Академия. 2018. 220 с.
5. Александров A.M. Дидактический материал по русскому языку. – М.: Просвещение, 2016. 149 с.
6. Андреева Л.П. Как игры помогают изучать русский язык // Начальная школа. – 2017. – № 9. – С. 32–41.
7. Аникеева Н.Н. Воспитание игрой. М.: Академия, 2017. 264 с.
8. Аржановская Н.В. Урок-путешествие по русскому языку // Начальная школа. 2019. – № 8. – С. 22 –29.
9. Асмолова А.Г. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.. 4-е изд. Просвещение-2017. 240 с.
10. Баблина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 23–28.
11. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. М.: Академия, 2018. 416с.
12. Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек» // Русский язык в школе. – 2017. – № 6. – С. 33–37.
13. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 2019. 120 с.
14. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И.Д. Блонский. М.: Просвещение, 2017. 262 с.
По направленности на решение какой-то одной главной задачи – игры графические; игры словарные; орфографические игры; игры грамматические; игры, развивающие связную речь учащихся; логические игры. В зависимости от основного содержания игровых действий: 1) основу содержания игры составляет дидактический материал; 2) дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной» [30, с. 133].
фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения;
коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звукового диапазона; на отработку мелодичности и, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм;