Образ «маленького человека» в современной русской прозе: литературоведческий и методический аспекты
ВВЕДЕНИЕ
Образ «маленького человека» является одним из ключевых в русской литературе. Важное место занимает он и в произведениях современных писателей. Обращение к данному образу в практике школьного изучения литературы не только расширит и углубит знания учащимися отечественной литературы, в частности литературы современной, не только будет способствовать развитию умений и навыков анализа художественного образа, но и может содействовать осуществлению нравственного воспитания, формированию у школьников эмпатии, гуманистического мировоззрения.
Этим во многом объясняется актуальность темы работы. В современных условиях важно не только развить у учащихся умения и навыки анализа одного из ключевых образов русской литературы – образа «маленького человека», но и разработать такие методы и приемы изучения этого образа, которые способствовали бы формированию у учащихся эмпатии в условиях современного инклюзивного образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что образ «мале
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...5
ГЛАВА 1. Особенности воплощения образа «маленького человека» в современной русской литературе …………………….……………..…………..9
1.1. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX века……….....14
1.2.«Маленький человек» в русской литературе XX века…………………….18
1.3.Трансформация образа «маленького человека» в современной русской литературе………………………………………………………………………..26
1.3.1.Образ «маленького человека» в творчестве Ольги Славниковой (на примере романа «Один в зеркале») ……………………………………………26
1.3.2. «Маленький человек» в творчестве Владимира Маканина (на примере повести «Лаз»)……………………………………...……....……………………29
1.3.3. Воплощение образа «маленького человека» в творчестве Татьяны Толстой (на примере рассказа «Петерс») …………….…….…………………34
Выводы по первой главе…………………………………………………….......38
ГЛАВА 2. Пути и приемы школьного изучения образа «маленького человека» в современной литературе …………………………..……………...39
2.1.Психолого-педагогическое обоснование необходимости формирования умений и навыков анализа образа «маленького человека» у старшеклассников ……………….............39
2.2.Опытно-экспериментальная работа по формированию умений анализировать образ «маленького человека» в современной литературе…………………………..57
2.2.1.Диагностика сформированности у учащихся умений анализировать образ «маленького человека» в современной русской литературе………..…58
2.2.2.Пути и приемы формирования умений анализировать образ «маленького человека» у старшеклассников…………………………………..59
2.2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников умений анализировать образ «маленького человека» в современной русской литературе……63
Выводы по второй главе………………………………….…………………......64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………........................................66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2011. 336 с.
2. Александрова А.М. Анализ драматического произведения в школе. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003. 48 с.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Логос, 2015. 306 с.
4. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М., 1976. 51 с.
5. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной литературы: Учебно-методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. 512 с.
6. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 352 с.
7. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1997. 540 с.
8. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
9. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды. М.: МПСУ, МОДЭК, 2018.144 с.
10. Богачкина Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2018. 233 с.
11. Богданова О.В. Современный литературный процесс. СПб.: Изд-во филол. фак. С.-Петерб. ун-та, 2001. 252 с.
12. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008. 400 с.
13. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2018. 478 с.
14. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 624 с.
15. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477 с.
Он для Ключарева становится “местом поиска” , чтобы найти выход из сложившейся ситуации, тупика, темноты и хаоса к долгожданному спасению.
В итоге, можно увидеть, что выживание в повести В. Маканина — это отображение зависимости , от того, сможет ли человек остаться собой и показать, что личность в нем непоколебима, а человечность имеет место быть в любой ситуации. Такая проблема актуальна в повестях прошлого поколения, например, произведения А. Платонова.
Основным конфликтом в повести является борьба внутри себя за человеческое составляющее. Автор считает, что спасение той человеческой ипостаси возможно только прилагая усилия самому “пострадавшему”, а не искать помощи из вне. Автор отчетливо показывает, что помочь нам могут только духовные ценности, тем временем как материальные блага и другой мир - это пустышка, что не имеет никакого значения для души.
В повести постоянно отображаются мифологические аллюзии. Так, например, в “Лазен” можно увидеть Диониса — это отст