Дидактическая игра как средство формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования – разработать и апробировать комплекс непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр как средства формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.10.2022
Объем файла
224 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Ежегодно увеличивается количество автомобилей на дорогах и это создаёт объективную действительность возникновения дорожно-транспортных происшествий. К тому же несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а порой  и около дома.
Обязательной частью составляющей всего образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях считается освоение детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Ведущими задачами подготовки дошкольников к безопасному поведению на проезжей части считается уменьшение дорожно-транспортного травматизма между детьми дошкольного возраста, овладение ими культуры социального поведения на проезжей части.
С раннего возраста их привлекает многообразие окружающего мира: строения, улицы, пешеходы и транспортные средства, двигающиеся вдоль них. Но наблюдение за жизнью самой улицы не гарантирует формирования верных представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения. Вследствие этого дети, оставшиеся сами по себе, не учитывают реальных угроз на проезжей части. Невозможно верно определить расстояние до приближающегося транспортного средства и его скорость, они переоценивают свои способности, считают себя быстрыми и проворными.
Многие дошкольники теряются и не знают как себя вести в той или иной ситуации. Родители в свою очередь мало уделяют времени, чтобы научить своего ребенка правилам безопасности, они просто запрещают, а ребенку наоборот становится интересней, что же будет, а иногда и «не скрывают» неправильные поведения на дороге. 

 

Оглавление
Введение …………………………………………………………….………………3
Глава 1. Педагогические аспекты использования дидактической игры как средства формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………7
1.1 Понятие «дидактическая игра» в педагогических исследованиях, ее роль в формировании навыков безопасного поведения на дорогах у детей ……………7
1.2 Особенности формирования  навыков  безопасного поведения на дорогах у детей  дошкольного возраста………………………………………………………14
1.3  Анализ базовых и парциальных программ формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры………………………………………..........22
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….......31
Глава 2. Эмпирическое исследование дидактической игры как средства формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….34
2.1  Определение уровня сформированности знаний о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста……………… ………………34
2.2 Разработка комплекса непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр как средства формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста…46
2.3 Анализ результатов реализации комплекса непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр как средства формирования навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста…………………………………. ………………57 
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..62
Заключение ……………………………………………………………………….65
Литература ………………………………………………………………………..67

 

Литература

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС  / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб. : « ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2016. – 144 с.

2. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного   образования   /   Т.И.   Бабаева,    А.Г.    Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. – 321 с.

3. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т.И. Бабаева. – «Детство –пресс», 2007. – 192 с.

4. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников  /К.Ю. Белая. – М.: «Мозаика-Синтез», 2011.

5. Болотов, В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. –2003. – № 1. – С. 25 с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

7. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/ М.А. Васильева. – М. : Просвещение, 1986. – 122 с.

8. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. Правила поведения на дороге и ПДД/ Л.А. Вдовиченко. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.

9. Глушкова, Г. Игра или упражнение/ Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29-34.

10. Данилова, Т.Н. Программа «Светофор»/ Т.Н. Данилова. – СПб. : «Детство-Пресс», 2013. – 208 с.

11. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей нач. шк. / Н. И. Клочанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 147 с.

50% детей по предложенной теме ориентируются слабо.  Большинство вопросов вызывали затруднения или давались не правильные ответы. В дидактических играх «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку» Максим. К, Иван. М, Олег. М не могли самостоятельно выполнить задание. Аня. Д, Орхан. Н не смогли в игре «Дорожные знаки» дать словесное описание знакам, нарисованным на картинке. В разговоре на тему «Однажды на улице» не могли рассказать о своем поведении на улице (как перейти дорогу, если нет тротуара), о поведении с незнакомыми людьми.
45 % дошкольников испытывали затруднения, выполняя задания по всем темам. Антон. Е, Алиса. К, Милла. Р, выполняя задание в игре «Найди ошибку» без помощи воспитателя не могли верно расположить дорожные знаки. При обсуждении конкретных дорожных ситуаций (как правильно перейти дорогу, где можно играть, как переходить дорогу при отсутствии перехода), Матвей. Х, Саша. О путались в ответах, сомневались в правильности ответов, ждали одобрения воспитателей.
В целом ребята хорошо ориентируются в предложенной теме, но небольшие трудности при выборе правильных выходов из предлагаемых ситуаций испытывают.
5 % - один ребенок проявляет активность в общении с взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Ксения. М при выполнении заданий в игре «Четвертый лишний», по теме «Здоровье ребенка» не особо испытывала затруднения при выборе правильных ответов на вопросы «Что вредно, что полезно». В игре «Загадай, мы отгадаем» описывала органы человека и их предназначение.