Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста имеет высокую значимость и актуальность в современном мире. Сейчас дети еще больше привязаны к своим родителям и дому, в связи с повышением у родителей гиперопеки в современном быстро меняющемся мире, что в свою очередь усложняет нормальную адаптацию детей раннего возраста и с каждым днем и годом детям все сложнее будет взаимодействовать с миром, если на раннем этапе не создать комфортную обстановку для адаптации детей.
Первые годы в жизни ребенка весьма значимый период в его формировании. Каким станет ребенок во взрослой жизни по своим интеллектуальным и физическим возможностям, моральным качествам, в значимой степени находится в зависимости от адаптационного периода в раннем возрасте. На родителях, а также педагогах, лежит огромная ответственность за то, каким вырастет ребенок и поэтому они должны приложить все усилия, для того чтобы концепция обучения ребенка раннего возраста существенно была нацелена первоначально на индивидуальные, личностные, возрастные характерные черты ребенка. Все вышеперечисленное дает понять, что взрослые в ходе общения с ребенком гарантируют ему, в первую очередь ощущение эмоциональной безопасности, доверие к обществу и миру в целом, формирование его индивидуальности, а также помогают в развитии первоначальной базы личностной культуры. Необходимо гарантировать ребенку широкий спектр возможностей использовать все 5 чувств: то есть важно обеспечить чтобы ребенок все слышал, касался руками, видел, пробовал на вкус, использовал свое обоняние – как можно многообразнее.
Детям раннего возраста приходится непросто, когда ребенок начинает посещать детские образовательные учреждения, для ребенка такой период сопровождается стрессом, поэтому важно, чтобы педагоги и родители в совместной работе помогли ребенку адаптироваться в новых для него условиях.
Содержание
Введение…………………………………………………….…….……….3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста…………………………………………………….…..……….6
1.1 Сущность, характерные черты и особенности адаптации детей раннего возраста…………………………………………………………………6
1.2 Особенности организации совместной работы педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста …….……………………………………………………………………………...11
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность во взаимодействии педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста………………………………………...……………………….……….15
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………….……….15
2.2 Формирующий эксперимент………………….…………………….20
2.3 Контрольный эксперимент…………………….……………………25
Заключение……………………………………………………….……28
Список использованной литературы………………..………………….30
Библиографический список литературы
1. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. Л., 1973. Вып.2. С. 111-120.
2. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. …канд. филос. наук. Л., - 1974. - 24 с.
3. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы /Обруч // Т. Доронова. - 2006. - №5. - С.32-34
4. Дронова, Н.А. В детский сад с улыбкой/Н.А. Дронова // Детский сад. Управление. - 2009. - №1. - 11-12
5. Калинина Р. Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 2-9.
6. Волкова, А. С. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - Москва: Буки-Веди, - 2014. - С. 149-151.
7. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. - 1998. – 385с.
8. Заводчикова, О.Г. «Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей» – М.: Просвещение. - 2007. – 79 с.
9. Лапина, И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия». Волгоград: Учитель, - 2010- 127 с.
10. Афонькина, Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста»: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, - 2010.-80 с.
11. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев : Рад. шк., - 1988. - 269 с
12. Оверчук, Т.И. «Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада (сборник статей и документов)». СПб.: ''ДЕТСТВО -ПРЕСС’, - 2003. - 220 с.
13. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, - 2011.- 219с.
14. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М., Мозаика Синтез, - 2012. – 312с.
15. Русаков А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду/Советы педагогам и родителям. - СПб.: Речь, Образовательные проекты. - М.:Сфера, -2010.- 185с.
16. Метенова Н.М. Родительское собрание – Ярославль, - 2013.- 220с.
17. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., - 2011.- 246с.
18. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, - 2012. -109с.
19. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? / Обруч. – 2010. – N2.- 315с.
20. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2010. – N2.- 216с.
21. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, - 2013. - 98с.
22. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка – М.: ТЦ «Сфера», - 2011. – 246с.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась на базе ГККП ясли-сада «Сказка» г. Ерейментау.
С целью результативного прохождения адаптационного периода у ребенка раннего возраста к детскому образовательному учреждению, следует выработать у ребенка позитивную установку на детское образовательное учреждение. Вышеперечисленное находится в зависимости, в первую очередь, от педагога, от его мастерства, а также стремления сформировать атмосферу тепла, доброжелательности и интереса в группе.
Адаптационный период-трудный период для ребенка. Однако на этапе данного периода трудно не только ребенку, а также и родителям, именно по этой причине весьма значима совместная работа педагога с родителями.
Цель данной работы: совершенствовать педагогическую компетентность родителей, оказание помощи родителям в нахождении ответов на интересующие их вопросы в области воспитания ребенка, заинтересовывать их к совместной деятельности в плане единых подходов в воспитании ребенка.