Проблема формирования умений и навыков смыслового чтения младших школьников

Цель магистерской диссертации: поиск и апробация методики формирования навыков смыслового чтения
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
16.10.2022
Объем файла
135 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3360 руб.
4200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На данном этапе развития общества большая роль отводится навыкам смыслового чтения, так как в современном мире наблюдается огромное количество общедоступной информации. Стремление освоить большой поток информации не всегда плодотворно влияет на адаптацию человека к изменениям современного мира. Обучить и воспитать духовно развитых людей, способных подстраиваться к стремительным преображениям окружающей среды, является важной задачей системы образования. Для решения этой задачи целесообразно научиться обрабатывать и анализировать разноплановую информацию.
Стремление к пониманию - одно из основных в жизни человека. Исследования в этой области велись в разные эпохи разными учёными всего мира (убрать) совершенно с разных позиций. Ученые исследовали процессы протекания и формирования понимания, объединённого с навыками смыслового чтения. На данном этапе развития значимость исследования этой проблемы только увеличивается. 
Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международной программы по оценки образовательных достижений учащихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS), ученикам тяжело дается понимание прочитанного материала [10]. В РФ разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения». Ее целью стала популяризация чтения и необходимость развития читательской компетенции в рамках потребности повышении интеллектуального потенциала нации.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ                                        6
1.1 Определение понятий                                                                                        6
1.2 Современные стратегии чтения                                                                     13
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА                                           25
2.1 Констатирующий этап                                                                                    32 
2.1 Обучающий этап                                                                                              39
2.2 Контрольный этап                                                                                           45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2011. – 152 с. С. 30.

3. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

4. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 413 с.

5. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. –М.: Либроком, 2010. -360 с.

6. Воюшина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников//Методические основы языкового образования и литературного развития. /Под ред. Т. Г. Рамзаевой - М.: Высш. шк.,2003.

7. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. П. Воюшиной. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. -288 с.

8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. –М.: Издательство «Лабиринт», 1999. -352 с. 

9. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.

10. Дидро, Д. Избранные атеистические произведения / Д. Дидро; пер. Д. И. Ириновой. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1956.-475.    

11. Доблаев, Л. П. Анализ и понимание текста: Метод. Пособие / Л.П. Доблаев. –Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. –с.

12. Есаулова Н. Б. Стратегии смыслового чтения для формирования информационной грамотности младшего школьника // НАУ. 2018. №2-5 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-smyslovogo-chteniya-dlya-formirovaniya-informatsionnoy-gramotnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.01.2022).

13. Ефросинина И. И. Литературное чтение. 2 класс: рабочая программа по учебнику Л. А. Ефросининой. УМК «Начальная школа 21 века» / авт.-сост. И. И. Головчак. – Волгоград: Учитель, 2014. -80 с.

14. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник литературное чтение 2 ч. 9 изд. с. 6.

15. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник литературное чтение 2 ч. 9 изд. с. 5.

16. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник литературное чтение 2 ч. 9 изд. с. 48.

17. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник литературное чтение 2 ч. 9 изд. с. 11.

18. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник литературное чтение 2 ч. 9 изд. с. 42.

19. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь №2 6 изд. с. 6. 

20. Иванова В.Е Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе // НАУ. 2015. №2-5 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategiy-smyslovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 17.01.2022).

На стадии вызова урока «Е. Пермяк «Случай с кошельком» мы использовали прием «Рассечение вопроса» по иллюстрации и названию произведения [12, c. 44]. Ученики строили догадки о возможном содержании текста на основе заглавия и иллюстрации. Работа на этом этапе велась активно. Учащимся было интересно послушать мнение друг друга и высказать свое. Было предложено ответить на вопросы к названию произведения и иллюстрации. 
«Откройте страницу 76 учебника литературное чтение. Прочитайте название и посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? Что вы видите на иллюстрации? Что вы можете сказать о девочке и мальчике? Можно ли по названию и иллюстрации определить какой это рассказ: шуточный, серьезный или поучительный?»
Учащиеся по-разному излагали свои мысли. Их догадки на основе иллюстрации и названия текста в большинстве случаев были верны.
На стадии осмысления мы знакомились с писателем и использовали прием «Чтение вслух», вели коллективное обсуждение прочитанного. Цель приема – проверка понимания, читаемого преподавателем вслух текста. К примеру, урок «М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»