Роль семьи в формировании нравственности младшего школьника
Введение
В сегодняшнем мире, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что в семье закладываются основы нравственности. Педагог В.А. Сухомлинский писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами. Ученый отмечал, что существует глубокая связь поколений: ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал [8]. Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. Воспитать человека интеллектуально значит воспитать его нравственно: обогатить его знаниями, умениями, сформировать отношение к добру и злу, подготовить к жизни в обществе. Нравственное воспитание ребёнка начинается в семье. В семье формируются такие нравственные человеческие качества, как доброта, честность, чувство долга, справедливость, совесть, сострадание, сопереживание, трудолюбие любовь к рядом живущим людям, любовь к Родине. Эти качества закладываются в ребёнке с самого раннего возраста и в будущем они становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых разных ситуациях. Воспитать нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье и понимать, какими методами формировать в детях нравственные качества. В связи с психологическим развитием ребенка со стороны семьи первым и главным чувством должна быть глубокая вера и доверие, не показное и фальшивое, а искреннее и настоящее.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Формирование основ нравственности у младшего школьника
1.1 Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младшего школьника 6
1.2 Семейные традиции духовно-нравственного воспитания 10
1.3 Критерии нравственной воспитанности младших школьников 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Исследование уровня семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности младшего школьника
2.1 Диагностика сформированности нравственности младшего школьника 22
2.2 Разработка комплекса мероприятий по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста 22
Рекомендации для родителей по нравственному воспитанию ребенка 27
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 43
Список литературы
1. Алоева, М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4е классы. Изд. 3-е, доп. И перераб. / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 314 с.
2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам/ Е.А Алябьева – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 88 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – Москва: Просвещение, 1988. – 59 с.
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. – Москва: Просвещение, 1975. – 201 с.
5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников. – Москва: Просвещение, 1979. – 129 с.
6. Волкова, Е.В., Дьячкова Г.Т. Родительское собрание в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2/ - Волгоград: Учитель, 2007. - 103 с.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / совмещ. ред. издание Даль В.И. и И.А Бодуэна де Куртенэ. – Москва: Олма – Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
8. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность» :1-4 класс. – Москва: 2006. - 196 с.
9. Ильин, И. А. Душа ребёнка// Очаг. - 1993. - №9. – 291 с.
10. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд. 4-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 349 с.
11. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. -// «Начальная школа», №1,2011 – 46 с
Эффективным средством воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, используемым на занятиях, является детская художественная и историческая литература. В основу работы положен критерий художественности как способа освоения действительности через образы в смысловом ракурсе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Зная историческую прозу и литературу, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь, мужество. С ним связаны большие возможности для развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования основы их мировоззрения и нравственных представлений.
На основе знания этапов формирования учащихся-читателей и особенностей эстетического восприятия литературных произведений организуется чтение художественной и исторической литературы для младших школьников. В процессе чтения и комментирования сюжета произведения происходит беседа, в результате которой педагог стимулирует у детей умение размышлять, сопоставлять, наблюдать, сопоставлять, оценивать свои действия через действия героев произведения литературное произведение.