Заикание как нарушение плавности и слитности речи

Хорошая курсовая работа в которой дан обзор литературы о механизмах и причинах заикания, по проблемам нарушения интонационной стороны речи, осветить современный взгляд на важные составляющие в коррекционной работе по преодолению заикания, разобраны основные методы и методики коррекции темпо-ритмической организации речи у заикающихся дошкольников, определено понятие о темпо-ритмической организации речи, психолого-педагогическая характеристика речи дошкольников с заиканием, заикание как нарушение плавности и слитности речи
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
19.07.2022
Объем файла
79 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования заключается в том, что заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения, поскольку заикание - одна из сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Вопросам заикания посвящены работы авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и др. Проблема заикания требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенетического развития. На сегодняшний день причины развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов в различных областях (логопедов, невропатологов, психологов и других). Именно поэтому эта проблема актуальна и сегодня.
В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, постро

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Понятие о темпо-ритмической организации речи………………….……...5

Психолого-педагогическая характеристика речи дошкольников с заиканием………………………………………………………………………9

1.3 Заикание как нарушение плавности и слитности речи …………………….14

1.4 Методы и методики коррекции темпо-ритмической организации речи у заикающихся дошкольников…………………………………………………… 19

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… ….32

Список использованных источников
1. Белякова Л.И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова // Вопросы психологии. № 3, 2007. С.88-94.
2. Виноградова, М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов. / М.А. Виноградова – СПб.: КАРО, 2006.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Г.А. Волкова — М. : ВЛАДОС, 2002. — с.158.
4. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно—педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи: учеб.пособие / Ю.Ф. Гаркуша — М. : Секачев, 2002. 160 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. — М. : Просвещение, 2004. — 345 с.
6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2008. – 96с.
7. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. - М.: ВЛАДОС, 2004.
8. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург : Изд-во ЛИТУР, 2005. — 320 с
9. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. - 2005.
10. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский // Дефектология № 5, 2000.
11. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей //Логопед. - 2004.
12. Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - М.: Владос, 1999.
13. Логопедия. Учебник для вузов/Под. Ред. Л. С. Волковой - М.: Владос, 2004.
14. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родител

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников, лишает его радостного настроения. Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений затрудняют полноправное участие заикающихся детей в играх, способствуют фиксации на своем дефекте [12].
В целом, для заикающихся дошкольников показательны не сформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Итак, несмотря на недостаточную изученность психолого-педагогической характеристики темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, можно сделать следующие выводы: традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающихся (особенно с эмоционально-волевой сферой)