Педагогические условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи в организации содержательного досуга детей дошкольного возраста
Введение
В последнее время большое внимание уделяется досуговой деятельности дошкольника, как средству его развития и образования.
Досуговая деятельность позволяет ребенку-дошкольнику занять себя интересным делом, нужным для реализации своих склонностей и интересов.
Исследования свидетельствует о том, что важную роль в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста играет семья. Семья обеспечивает возможность включать детей в свободную деятельность, использовать потенциал разных видов деятельности в реализации потребностей дошкольников. Практика показывает, что семья недостаточно использует свой потенциал в организации .
Оглавление
Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия детского сада и семьи в организации досуга деятельности детей ... 10
1.1.Современные управленческие подходы к взаимодействию детского сада и семьи в организации досуговой деятельности..……10
1.2. Особенности организации досуговой деятельности дошкольников в семье…………………..………………………………15
1.3. Особенности оорганизации досуговой деятельности дошкольников в детском саду.…………………………………………..17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа взаимодействия дошкольной организации с семьей в досуговой деятельности………………………………………………………………20
2.1.Анализ управленческой деятельности дошкольного учреждения по взаимодействию с семьей в организации досуга детей дошкольного возраста……………………………………………………..20
2.2.Изучение характера взаимодействия педагогов с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации досуга детей…………………………………………………………………………23
Описание практики управленческой деятельности по оптимизации взаимодействия дошкольной организации с семьями в рамках организации досуга детей дошкольного возраста.………….35
Заключение…………………………………………………………70
Библиографический список…………………………………….. 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акулова, О.В. Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении детей 5-7 лет к музейной культуре [Текст] / Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети» - СПб.: Изд-во Пол и гехн. Ун-та, 2005. - С. 512-515.
2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994. - 325 с.
3. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи // Дошкольное воспитание. - 2004. - №6. - С. 15.
4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности Педагога ДОУ: диагностический журнал [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2014.- 115 с.
5. Байбородова Л.В. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации [Текст] / Л.В. Байбородова - М.: Сфера, 2000. - 161 с.
6. Березина, Т.А. Роль родителей в приобщении дошкольников к традициям семьи: Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети» [Текст] / Т.А. Березина. - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2005. - 204-206 с.
7. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
8. Белая, К.Ю. Технология составления годового плана работы ДОУ. Методическое пособие [Текст] / К.Ю. Белая - М.: УЦ Перспектива, 2012. - 64 с.
9. Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей [Текст] / М.И. Болотова - М.: Компания спутник, 2005. - 52 с.
10. Бочарова, Н.И. Организация досуговой деятельности детей в
семье [Текст] / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, М. : Академия, 2001. - 97с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. - 76 с.
12. Бурдин, А.О. Игры в семейном кругу. Домашние вечера [Текст] / А.О. Бурдин. - Пермь, 1991. - 216 с.
13. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 197 с.
14. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
15. Воловик А.Ф. Педагогика досуговой деятельности [Текст] / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: Флинта: Московский психолого- социальный институт, 1998. - 240 с.
16. Вместе с семьей [Текст] : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова [и др.]. - М.: Изд - во Просвещение, 2005. -191 с.
17. Галкина, A.M. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга [Текст] / А.М. Галкина. - СПб., 2001. - С. 23-27.
18. Голицина, Н. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. C. Голицина. - М.: Скрипторий, 2005. - 80 с.
19. Глебова, С.В. Детский сад Семья: Аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей [Текст] / С.В. Глебова. - Воронеж, ТЦ. : Учитель, 2005. - 111с.
20. Дан Лаг Фыонг Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Дан Лаг Фыонг // Автореф. дисс. канд. пед. наук., С.-Петербург, 2007. 21 с.
21. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия
дошкольных учреждений с семьей [Текст] / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №2. - С. 44-49.
22. Доронова, Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального Государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1 2014. - С. 49-54.
23. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996. - 365 с.
24. Дуброва, В.Н. Организация методической работы в ДОУ [Текст] / В.Н. Дуброва, Е.П. Милашевич - М., 2009. - 109 с.
25. Дыбина, О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации [Текст] / О.В. Дыбина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. № 2. - С. 154-160.
26. Зацепина, М.Б. Праздники и развлечения в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина // Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозайка-Синтез, 2005. - 134 с.
27. Захарова Л.М. Формы сотрудничества детского сада с музеем // Ребенок в детском саду. - 2004. - №5. - С. 23.
28. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.
29. Зеленцова, С.А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 82-84.
30. Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 38-41.
31. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. -2005. -№ 1. - С. 27- 30.
32. Крулехт, М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия. Сб. научн. труд. [Текст] / Н.П. Митрошина, М.В. Крухлет / 2001.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 94.
34. Копцева Т. Семейный альбом // Обруч. - 2003. - №2. - С. 19.
35. Кутьина Н. На пути к музею // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С. 13.
36. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н.Леонтьева // Избранные психологические произведения, в 2 томах. Т.1. - М.: Педагогика, 1983.
37. Максютова, Г.Ю. Педагогический процесс в ДОУ(теоретические.
основы) [Текст] / Г.Ю. Максютова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 463-465
38.Миронов Ю.Ф. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика (сентябрь, октябрь) 2004. - №5 (20). - С. 15.
39.Миронов Ю.Ф. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика (ноябрь, декабрь) 2004. - №6 (21). - С. 24.
40.Нищеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н.В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 128 с.
41.Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / И.В. Никишина. - Волгоград, 2007. - 156 с.
42.Новоселова, С.Н. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Н. Новоселова. - М.: Феникс, 2005. - 172 с.
43.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
44.Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000.
45.Рыжова Н. Я поведу тебя в музей // Игра и дети. - 2005. - №3. -14
46.Сенновская И. Дошкольники и музеи // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С. 9.
47.Созинова, М.В. Досуг как средство развития творческого потенциала старших дошкольников [Текст] / М.В. Созинова // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004. 22 с.
48.Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. - М., 2009. - 164 с.
49.Ульзутуева В. Мы играем в музей // Игра и дети. - 2005. - №2.-
50.Яковлева, Г. Готов ли педагог к инновациям [Текст] / Г.Яковлева // Дошкольное воспитание. -2009. - №10. - С. 88-96.
При этом дети показывают свое желание увлекаться досуговой деятельностью, свойственной противоположному полу.
Анализ результатов данного диагностического задания показал, что после проделанной работы дошкольники стали иметь больше предпочтений, они выбирали все виды досуговой деятельности.
По итогам работы, на контрольном этапе эксперимента собран научно- методический материал о состоянии работы в детском саду по взаимодействию семьи и детского сада по организации досуговой деятельности детей.
Таким образом, кконстатирующий эксперимент позволил изучить особенности взаимодействия детского сада и семьи в организации досуга детей по составляющим компонентам: учебно- программной документации, календарно-тематических планов, организация развивающей предметно-пространственной среды.