Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования
Введение
На первое место, в настоящее время, из различных задач образования выделяется задача развития индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности. Нашему обществу требуется гражданин, готовый жить в постоянно меняющихся социальных и экономических условиях, а также способный активно влиять на действительность, преобразуя ее к лучшему. Нормативно-организационное оформление данного направления нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что «содержание образования ... должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» (ст.14) [1]. Суть индивидуального образования – научить человека обоснованно выбирать направление своей образовательной траектории и максимально использовать различные ресурсы для построения индивидуальной образовательной деятельности. Такая ситуация требует новых подходов и принципов обучения. Переход от образования к самообразованию
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы индивидуализации учебного процесса ……5
1.1. Понятие, цели и задачи индивидуализации процесса обучения…………5
1.2. История и современные проблемы индивидуализации образовательного процесса …………………………………………………………………………..7
1.3. Особенности педагогических условий индивидуализации образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
Глава 2. Организационно-методическое обеспечение с учетом педагогических условий индивидуализации образовательного процесса при обучении хореографии ……………………………………………………………………..14
2.1. Описание технологии создания и осуществления педагогических условий индивидуализации образовательного процесса при обучении хореографии..14
2.2. Недостатки индивидуализации обучения. Пути разрешения проблем…..21
2.3. Требования, предъявляемые к педагогу при реализации индивидуального обучения хореографии ………………………………………………………..…26
Заключение ……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы……………………………………………32
Приложения……………………………………………………………………...34
Литература
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Баранова Ю.Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ЧИППКРО Научно-теоретический журнал. Выпуск 10(1) 2012
3. Богуславский, М. В. Очерки истории отечественного образования XIX–XX веков / М. В. Богуславский. – М. : Изд-во МКЛ № 1310, 2002. – 96 с.
4. Гердо, Н.В. История и тенденции развития идей индивидуализации и дифференциации обучения/ Н.В. Гердо// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2012 № 1(73). Ч. 1
5. Збираник, Т.В. Педагогические условия обеспечения индивидуализации образования/Т.В. Збираник// - г. Салехард, ЯНАО
6. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников / А.А. Кирсанов. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. 219 с.
7. Ковалева, Т.М. Роль индивидуализации в образовательном процессе // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2017. № 36. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32811950_53280312.pdf (дата обращения: 23.10.2018)
8. Ковалева, Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики [Текст] / Т.М. Ковалева // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 19–23
9. Кутузов, А.В. Сущность индивидуализации образования в современной школе // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 23.10.2018).
10. Матвеев Ф. С. Индивидуализация, как основа образования. — М.: Книга по Требованию, 2015
11. Мельникова, Е.П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования/ Е.П. Мельникова//
Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (79). Часть 2. Январь
12. Мельникова Е.П. Классический танец: история, теория, методика / Мельникова Е.П. // учебно-методическое пособие для студентов высш.учеб.заведений. – М.: МГИК, 2017. – 180с
13. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224с.
14. Основы профессиональной педагогики Изд. 2-е, перераб. и доп. Профпедагогика. М., «Высшая школа», 1977
15. Перевозный, А. В. О дидактических и методических аспектах дифференциации школьного образования / А. В. Перевозный // Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении : тез. докл. конф., 1999. –
М. : ИТОиП РАО, 1999. – 75 с.
16. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.сост. Т.П. Сальникова.- Москва: ТЦ Сфера, 2005.-128с
17. Профессия – учитель: Учеб. пособие для профессиональной ориентации/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под ред. А.С. Роботовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 368с.
18. Филатова, Т.Н. Индивидуализация и персонификация дополнительного образования детей как педагогическая проблема/ Т.Н. Филатова// Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2015
19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М.; Просвещение, 1981.- 192с
2. Организационно-методическое обеспечение с учетом педагогических условий индивидуализации образовательного процесса при обучении хореографии.2.1. Описание технологии создания педагогических условий и осуществления индивидуализации образовательного процесса при обучении хореографии
Педагогическая деятельность при обучении хореографии в дополнительном образовании осуществляется по принципам: самоактуализации, индивидуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, сообразности культурным традициям, гуманизма. К занятию по хореографии как основной форме организации образовательного процесса в условиях индивидуализации обучения предъявляется ряд требований. Цель занятия по хореографии - формирование личности, индивидуальности обучающихся средствами хореографического искусства. Средствами достижения этой цели является комплексное планирование и реализация задач развития, образования и воспитания на основе триединой