Стратегия по обеспечению конкурентоспособности компании на примере торговой сети Йола-маркет
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных рыночных условиях большинство предприятий (организаций) находятся в состоянии конкуренции. Наиболее успешными из них являются те, которые способны выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках, т.е. предприятия (организации), обладающие конкурентоспособностью. На данном этапе экономического развития наблюдается становление в России предпринимательских структур, нацеленных на повышение конкурентоспособности функционирования организации. Поскольку с повышением уровня конкурентоспособности нарастает и конкурентная борьба между предприятиями, успешные методы конкурентной борьбы служат гарантией процветания предприятия в меняющихся экономических условиях.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы корпоративного менеджмента и конкурентоспособности компании 6
1.1. Сущность и факторы конкурентоспособности компании 6
1.2. Методы анализа уровня конкурентоспособности предприятия 14
1.3. Роль эффективного корпоративного управления в стратегии формирования конкурентных преимуществ организации 17
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торговой сети Йола- маркет города Сыктывкара 24
2.1. Общая экономическая характеристика организации 24
2.2. Анализ конкурентоспособности организации 30
2.3. Анализ уровня корпоративного менеджмента в организации 44
Глава 3. Разработка стратегии по обеспечению конкурентоспособности торговой сети Йола-маркет города Сыктывкара 51
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации 51
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 66
Заключение 69
Список литературы 72
Список литературы
1.Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2 / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 249 с.
2.Безбородова, И.В. Применение Pest-анализа и анализа пяти сил Портера на предприятии / И.В. Безбородова // Стандарты и качество. 2018. № 10. С. 80-83.
3.Бутузова, А.С. Конкурентоспособность предприятия. Определение и методы оценки / А.С. Бутузова // Форум молодых ученых. 2018. № 6-1 (22). С. 621-624.
4.Бывшева, Ю.А. Определение различия понятий конкурентной позиции и конкурентоспособности организации / Ю.А. Бывшева // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях (г. Екатеринбург, 15 июня 2017 г.). – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2017. С. 39-42.
5.Васильев, А.И. Конкуренция и конкурентоспособность: проблема взаимосвязи / А.И. Васильев // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 5 (65). С. 130-139.
6.Ващенко, Л.А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и методы оценки / Л.А. Ващенко, И.Б. Матюхина // Современные тренды российской экономики: вызовы времени – 2017. Материалы международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 08 февраля 2017 г.). – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. С. 65-69.
7.Виханский, О. С. Менеджмент / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 656 с.
8.Глазунова, С.А. Понятие и модели корпоративного управления /
С.А. Глазунова // Студенческий. 2020. № 15-1 (101). С. 71-73.
9.Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
10.Жигло, А.А. Пути повышения конкурентоспособности предприятия /
А.А. Жигло // Теория и практика современной науки. 2019. № 5 (11). С. 328-333.
11.Интрилингейтор, М.Д. Глобализация мировой экономики: выгоды и издержки / М.Д. Интрилингейтор // Мир перемен. 2019. №1. С. 129-132.
12.Калиева, О.М. Эволюция научных взглядов на сущность конкурентоспособности в экономике / О.М. Калиева // Вестник ВУиТ, 2019, № 1 (55). URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/evoLyutsiya-nauchnyhvzgLyadov-na-suschnost-konkurentosposobnosti-v-ekonomike (дата обращения: 20.11.2021).
13.Каримов, Д.Р. Сравнение Swot и Pest-анализа / Д.Р. Каримов // Теория и практика современной науки. 2019. № 12-1 (18). С. 515-519.
14.Кешишян, А.А. Вопросы финансирования национального проекта «Международная кооперация и экспорт» / А.А. Кешишян // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1. С. 251-253.
15.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2018. – 800 с.
16.Кодекс корпоративного управления РФ. - URL: http://www.msfofm.ru/library/239-russian-corporate-code (дата обращения 15.01.2022).
17.Кудряшов, В.С. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и за рубежом // Juvenis scientia. 2020. № 9. С. 25-29.
18.Куприянов, Ю. В. Бизнес-системы. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 217 с.
19.Кыштымова, Е.А. Использование методов Swot- и Pest-анализа для оценки результатов деятельности современной организации / Е.А. Кыштымова, А.Ю. Шманева // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 3 (41). С. 33-37.
20.Линг, В.В. Pest-анализ: сущность, факторы, методика проведения анализа / В.В. Линг // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 9-1 (23). С. 145-147.
21.Максименко-новохрост, Т.В. Корпоративное управление – новый термин в управлении или необходимость? / Т.В. Максименко-новохрост // Проблемы управления (Минск). 2019. № 3 (73). С. 49-53.
22.Муратова, О.А. Влияние конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия / О.А. Муратова // Балтийский экономический журнал. 2019. № 1 (15). С. 86-94.
23.Нацубидзе, А. С. Внедрение стратегической системы управления конкурентоспособностью в деятельность современных российских предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 1. С. 298-301.
24.Организация экономического сотрудничества и развития. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/caa/cpol/international_cooperation/Pages/ic2.aspx (дата обращения: 10.01.2021 г.).
25.Паляничка, Э.М. Определение категории «конкурентоспособность предприятия» / Э.М. Паляничка // Научные труды SWorld. 2016. Т. 6. № 44. С. 12-16.
26.Полунин, Д.И. и др. Основные направления поддержки предприятий на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации проекта «Международная кооперация и экспорт» / Д.И. Полунин // Общество, экономика, управление. 2020. Т. 4. № 4. С. 55-59.
27.Принципы и ценности компании: зачем они нужны и как влияют на бизнес / Журнал генеральный директор. – URL: https://www.gd.ru/articles/9614-tsennosti-kompanii, закрытый (дата обращения 15.01.2022).
28.Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 454 с.
29.Принципы корпоративного управления ОЭСР. – URL: http://pmguinfo.dp.ua/images/documents/korp_otnosheniya/principy_oesr.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
30.Прядко, С.Н. Swot и Pest-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений / С.Н. Прядко, М.С. Курилова // Экономика и социум. 2019. № 1-2 (32). С. 408-411.
31.Рассказов, С. В. Корпоративное управление : учебник / С.В. Рассказов, А.Н. Рассказова, П.П. Дерюгин. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 338 с.
32.Салимгараева, Е.В. Конкурентоспособность предприятий – основа стратегии развития предприятия / Е.В. Салимгараева, В.К. Романович // Молодежь и наука: развитие творческого потенциала. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Российский университет кооперации (г. Москва, 19 апреля 2019 года). – М.: Канцлер, 2019. С. 405-408.
33.Светуньков, С.Г. Новый подход к измерению уровня конкурентной борьбы / С.Г. Светунько // Конку¬рентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2019. № 7. С. 101-104.
34.Староверова, К. О. Менеджмент. Эффективность управления : учебное пособие для вузов / К. О. Староверова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 269 с.
35.Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для бакалавриата и маги¬стратуры / под редакцией Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 447 с.
36.Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 544 с.
37.Цзан, Х. Эффективность корпоративного управления в системе управления организацией / Х. Цзан, В.В. Копылов // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2019. № 4-2 (10). С. 160-164.
38.Чернухина, Г.Н. Управление конкурентоспособностью предприятия /
Г.Н. Чернухина, А.А. Березин // Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России. Материалы международной научно-практической конференции. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы (г. Москва, 01-02 июля 2016 года). – М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2016. - С. 91-94.
39.Шаров, В.Ф. и др. Совершенствование государственной поддержки экспортного кредитования внешней торговли в евразийском пространстве / В.Ф. Шаров // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 11. № 5. С. 74-86.
40.Шеина, А.Ю. Сущность корпоративного управления и экономической безопасности, влияние корпоративного управления на банкротство организации / А.Ю. Шеина // Финансовая экономика. 2019. № 3. С. 435-439.
41.Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление: учебное пособие /
А.П. Шихвердиев. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. – 241 с.
42.Шихвердиев, А.П. Корпоративное управление [Электронный ресурс] : практикум : текстовое учебное электронное издание на компакт-диске /
А.П. Шихвердиев ;Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина». –Электрон. текстовые дан. (13,4 Мб). –Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. http://e-library.syktsu.ru/megapro/Download/MObject/715/
43.Щеблетова, Н.М. Конкурентные преимущества компании щи методы иох формирования // Социальные науки. 2020. № 1 (28). С. 27-30.
44.Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. - М.: Эксмо, 2018. - 864 с.
45.Эффективное управление организационными и производственными структурами : монография / О. В. Логиновский, А. В. Голлай, О. И. Дранко [и др.] ; под ред. О. В. Логиновского. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 450 с.
46.Якушев, Н.О. Анализ и ключевые риски в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» / Н.О. Якушев // Вопросы региональной экономики. 2019. № 4 (41). С. 107-114.
47.Яшина, Е.Д. Сущность понятий конкурентоспособность и конкурентная стратегия предприятия / Е.Д. Яшина // Молодой ученый: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. – М.: ООО «Интернаука», 2019. С. 242-247.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизилась на 740,5 тыс. руб. или на 15,08%, а в 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло ее уменьшение на 194,5 тыс. руб. или на 4,66% и составила в 2020 году – 3976 тыс. руб. Снижение среднегодовой стоимости основных средств обусловлено выбытием основных средств, вследствие их износа.
Фондоотдача в 2018 году составила 5,20 руб./руб., в 2019 году она возросла до 6,52 руб./руб., а в 2020 году на 0,56 руб./руб. Рост фондоотдачи говорит о повышении эффективности использования основных средств.
Анализируя производительность труда можно сделать вывод о том, что она в 2019 году увеличилась на 116 тыс. руб./чел., а в 2020 году наблюдается ее рост на 67,71 тыс. руб./чел.