Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках химии
Введение
Государственная итоговая аттестация школьников по химии является сложным процессом обучения. У любой науки, в том числе и химии свои законы, теории, свой накопленный опыт, который усваивают многие поколения школьников. То есть наука - это сокровищница накопленных знаний, и обучение, в общем, и целом можно рассматривать как процесс переноса научных знаний из учебника в голову ученика. Но в то же время, накопленные знания - это продукт духовной деятельности, органично включающий в себя нечто живое человеческое и, следовательно, не могут быть отделимы от человека. Поэтому перенос научных знаний из учебника или головы учителя в головы учеников нельзя осуществлять механически, игнорируя познавательную активность обучающегося. На современном этапе к основной задаче обучения следует отнести действительное, истинное освоение учебного материала, что возможно лишь при творческом его восприятии, а не в заучивании, вызывающем неприязнь к учебе.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Подготовка к итоговой государственной аттестации 5
1.1. Особенности современной государственной итоговой аттестации по химии 5
1.2. Система работы с учащимися по подготовке в ГИА по химии……...14
1.3. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Методика изучения темы «Обобщение знаний по химии ха курс основной школы» 30
2.1. Сравнительный анализ КИМов по химии для государственной итоговой аттестации (ГИА) 30
2.2. Подбор и систематизация тестовых заданий для учащихся 9 класса в соответствии с КИМ по химии нового содержания 43
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Список литературы 65
Список литературы
1. Аналитический отчет предметной комиссии о результатах государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по химии в 2015 году в Санкт-Петербурге. – СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ», 2015. – 22 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Ахметова Э.Ш. Портфолио как средство развития универсальных учебных действий средних школьников в МБОУ»СОШ № 4» г. Симферополя / Э.Ш. Ахметова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-1. - С. 14-20
4. Верховский В. Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский Л. М. Методика преподавания химии в средней школе. Пособие к стабильному учебнику (для преподавателей). – М. – Л., 1934. 376 с.
5. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышления в современной психологии/П.Я. Гальперин – М.: Наука,1966.
6. Добротин Д. Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 21-27.
7. Добротин Д. Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании // Вестн. Московского гор. пед. ун-та. Сер.: Естественные науки. – 2017. – № 2 (26). – С. 100–105.
8. Добротин Д.Ю. ГИА 2011. Химия: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010. - 160 с.
9. Иванова Т. В. Основные тенденции разработки требований в государственных образовательных стандартах к уровню подготовки выпускников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5. – С. 3–14.
10. Каверина А. А. Моделирование учебно-познавательных и учебно-практических задач по химии для оценки учебных достижений выпускников основной школы // Педагогические измерения. – 2016. – № 1. – С. 59–65.
11. Корощенко А.С. Химия. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс Издательство: Экзамен. Серия: ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания. 2011
12. Корощенко А.С. Химия. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. - М., 2016. - 231 с.
13. Котлярова Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий средних школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Т.С. Котлярова. - Омск., 2016. - 26 с.
14. Котова Н.С. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках химии как условие формирования регулятивных УУД // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4). С. 336-339.
15. Кузнецова Н.М. Методические аспекты работы с руководителями методических объединений биологии и химии по вопросам формирования УУД // Региональное образование: современные тенденции. 2015. № 1 (24). С. 124-128.
16. Мария С. Пак Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с. ISBN 978–5–8064–2122-8 91-122 стр
17. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ по предметам естественно-математического цикла в новом формате. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 101 с. [Электронный ресурс].: — Режим доступа: http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-EMC/met-rek-oge-emc.pdf (дата обращения 04.01.2020)
18. Методический анализ результатов диагностической работы по химии в 10 классах МБОУ «Школа №175» г.о. Самары. [Электронный ресурс].: — Режим доступа: http://school175.ucoz.com/analiz_dr-10_2020_shk.175_g.o.samara_po_khimii.pdf - (дата обращения 25.12.2021)
19. Михайлова Е.В. Организация подготовки к ЕГЭ.- М., 2011. - 321 с.
20. Моденова О.А. Планы методического сопровождения ЕГЭ в школе.-М., 2016. - 434 с.
21. Мониторинговые материалы и методические разработки по результатам государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ивановской области в 2014 году / Сост. О.Б. Вилесова, Т.В. Грушанская, А.А. Маслов. – Иваново: ОГБУ Центр оценки качества образования, 2014. - 94 с.
22. ОГЭ 2021. Химия: тематические тренировочные задания/ А.Э. Антошин. – Москва: Эксмо, 2020 – 352 с. – (ОГЭ. Тематические тренировочные задания)
23. ОГЭ 2022. Химия: теория и практика/ А.Э. Антошин. – Москва: Эксмо, 2021. – 320 с. – (ОГЭ. Сдаем без проблем)
24. Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018: [Электронный ресурс].: Консультант Плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313212/ - (дата обращения 05.01.2022)
25. Приказ Минпросвещения Российской Федерации Федеральная служба в сфере образования и науки «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» № 189/1513 от 07.11.2018: [Электронный ресурс].: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/542637892 - (дата обращения 28.12.2021)
26. Пяткова О.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии // Наука третьего тысячелетия Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 131-136.
27. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактические материалы по химии для 8-9 класса --3-е изд. -- М.: Просвещение, 2000.
28. Рекомендации для системы образования Челябинской области (по итогам анализа результатов проведения ЕГЭ по химии в 2021).: [Электронный ресурс].: — Режим доступа: https://minobr74.ru/uploads/100/6/section/369/rekomend_EGE-2021.pdf - (дата обращения 28.12.2021)
29. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс].: — Режим доступа: https://fipi.ru/ (дата обращения 04.01.2020)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273.: [Электронный ресурс].: Консультант Плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - 04.01.2020 - (дата обращения 19.12.2021)
32. Халикова Ф.Д., Худойбердиева Ф.Р. Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по предмету химия/ Инновации в преподавании: сб. научных и научнометодических трудов VI Международной науч.-практ. конф. В рамках Евразийского сотрудничества (г. Казань, 24-25 марта 2016 года)/ под ред. С.И. Гильманшиной. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. - С.90-91.
33. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. 8-11 классы - М.: Новая волна, 2009
34. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
35. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе [Текст]: учеб.для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Чернобельская. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
36. Шаталов М. А. Об образовательных результатах процесса обучения в контексте требований нового федерального государственного образовательного стандарта // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 4-1. – С. 271–274.
37. Шаталов М. А. Оценивание образовательных результатов учащихся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС ОО // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2015. – № 3. – С. 59–68.
Рассмотрим пример операционализации еще одного планируемого результата и приведем пример задания, направленного на проверку его достижения:
Планируемый результат: раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева. Умения, характеризующие достижение этого результата:
- объяснять характер изменений свойств химических элементов и простых веществ по группам и периодам;
- называть характеристики химических элементов и простых веществ, соответствующие явлению периодичности;
- демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от возрастания их относительных атомных масс.
Приведем пример задания, направленного на контроль достижения первого из указанных умений.