Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы как условие повышения уровня физической подготовленности учащихся
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена изменяющимися условиями жизни человечества. В настоящее время физическим нагрузкам уделяется недостаточное внимание, и пассивный, малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при распространении различных инфекций и заболеваний. Особенно опасно обстоит дело с этим у детей.
Проведенные многочисленные педагогические и медицинские научные исследования в период с 2004 г. по 2019 годы выявили ряд отклонений в функциональном состоянии организма младших школьников, что в числовом выражении составило повышение на 82,3%. Беспокойство вызывает увеличение количества часто и длительно болеющих детей, их процент увеличился на 32%, при этом, хроническая патология составила 78,8% соответственно [1, с. 28].
Согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) от 31.05.2021г личностные результаты освоения программы начального общего образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ2
ВВЕДЕНИЕ11
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ18
1.1.Физическая подготовленность как ключевой компонент здоровья18
1.2.Возрастные особенности физической подготовленности младших школьников19
1.3.Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности23
1.3.1. Активный образ жизни24
1.3.2. Двигательная активность27
1.3.3 Физические способности30
1.3.4. Корреляция факторов повышения уровня физической подготовленности37
1.4.Здоровьесберегающие технологии как условие повышения уровня физической подготовленности38
Выводы к главе I47
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 3 КЛАССА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ51
2.1.Изучение актуального состояния физической подготовленности учеников 3 класса51
2.2.Организация и проведение формирующего эксперимента72
2.2.1. Учебно-воспитательные технологии (УВТ)76
2.2.2 Психолого-педагогические технологии (ППТ)83
2.2.3. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)89
2.3.Результат включения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников92
Выводы к главе II107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ109
Список литературы112
Приложения120
Список литературы
Акишин, Б.А. Физическое воспитание и самовоспитание личности в учебном процессе по физической культуре / Акишин Б.А., Юсупов Р.А., Иванова А.Д // Материалы V Международной научно–методической конференции «Физическое воспитание и спорт глазами студентов». Под ред. Р.А. Юсупова, – Казань, Изд–во КНИТУ–КАИ, 2019. – С. 28 – 30.
Алферов, В.П. Как вырастить здорового ребенка // Медицина. – М. – 1993. – №19. – С. 180–199.
Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие / Г.П. Артюнина, С.А.Игнатькова. – М.: Академический Проект «Gaudeamus», 2008. – 560 с.
Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи / Л. В. Байбородова. – Ярославль.: Литера, 2003. – 257 с.
Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. – М. – 1990. – № 1. – С. 22–26.
Баршай, В.М. Физкультура в школе и дома / В. М. Баршай. – Ростов на Дону.: Феникс, 2001. – 256 с.
Белякова, И.П. Гигиеническое обоснование критериев оценки оздоровительного влияния физического воспитания для младших школьников: автореф. канд. мед. наук. – М., 1992. – 223 с.
Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 496 с.
Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.
Большая Медицинская Энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. А. М. Петровский. – 3–е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. URL: http://xn––90aw5c.xn––c1avg/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 21.10.2021).
Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем / Е.В. Быков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №7. – С. 51–54.
Процедура эксперимента:
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических способностей (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например, гимнастика, бег, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации или чрезмерного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.
Общефизическую выносливость развивают несложные циклические движения в течение максимально длительного промежутка времени.
Мы остановились на проведении 6 тестов, каждый из которых соответствует какой-либо физической способности:
Бег на 60 метров
Челночный бег на 3*10м
Бег на 1000м