Роль философских игр в развитии критического мышления младших школьников
Введение
Актуальность исследования. Современная политика в сфере образования направлена на повышение уровня культуры учебной деятельности, пополнение списка компетенций выпускника школы, формирование личности, способной быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях современной жизни, открыто выражать и отстаивать свою позицию, проявлять критичность к мыслям, намерениям и поступкам. Обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ставить под сомнение существующие гипотезы, а так же выдвигать новые идеи и способы их реализации, решать проблемы, используя структуры и интеллектуальные стандарты, присущие мышлению. На это способно открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, т.?е критическое мышление.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования критического мышления сред-ствами философской игры 5
1.1. Понятие «критическое мышление». Психолого-педагогические особенности критического мышления младшего школьника 5
1.2. Философия игры и игра в философию. Методика проведения философ-ских игр 12
Вывод по главе 1
Глава II. Практическая работа по организации и проведению философских игр в 3 классе 20
2.1. Диагностика уровня сформированности критического мышления у уча-щихся 3 «Б» класса. Разработка проекта программы философских игр для 1-4 классов 26
2.2. Реализация разработанного проекта программы на педагогической практи-ке. Анализ результатов исследования 36
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение 51
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с из-менениями и дополнениями на 2015 год. – Москва : Эксмо, 2015 – 224с.
2. Начальное общее образование : федеральный государственный образовательный стандарт : сборник нормативно-правовых материалов. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
4. Арсеньев, К. С. К проблеме формирования критического мышления у сту-дентов вуза [Текст] / К. С. Арсеньев // Образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 68-82.
5. Бакулина И.В. Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности // Вестник Тамбовского уни-верситета. — 2010. — № 2 (82). — С. 104–106.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо,2014. – 170 с.
7. Борисов С.В. Философские беседы для детей 7-9 лет: пример учебной про-граммы // Философия для школьников и дошкольников: Материалы науч-но-практической конференции «Философия для детей» / Под общ. ред. К.В. Романова, Е.М. Сергейчик. - СПб.: СПб АППО, 2014. С.168-178.
8. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994.
9. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / под ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.
10. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.: «Мысль», 1977.- 558 с.
11. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1. С. 82-83.
12. Волков, Е.В. Развитие критического мышления / Е.В. Волков. – М., 2004.
13. Выготский Л. С.Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М."Прогресс", 2001.
15. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. Кн. Для учителя /Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985. – 288 с.
16. Д.Клустер «Что такое критическое мышление?» Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» 2001, № 4.
17. Декарт, Рене. Сочинения: В 2 т./ Р. Декарт. Т. 1.-М.: «Мысль», 1989.- 654 с.
18. Дудина М.Н. Философия в классе: Урок-диалог. (Из опыта работы). - Екатеринбург, 2005.
19. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. И.В.Муштавинская. –СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.
20. Заир-Бек С. И.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. : ил. — (Работаем по новым стандартам).
21. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
22. Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления //Критическое мышление, логика, аргументация /Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калиниград: Изд-во Калининград. гос. ун-та,2003.
23. Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 47.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
25. Ноэль-Цигульская Т. Ф. О критическом мышлении. -М.: Педагогика, 2000.
26. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., Просвещение,1968. – 196 с.
Данный этап способствовал формированию у обучающихся умений характеризующих мыслительные операции критического мышления, а именно: давать определение уже знакомым понятиям, анализировать, делать выводы, рассматривать вопрос с разных сторон. Этап выявление знаний по проблеме и их соотнесение с нестандартной ситуацией заключался в воспроизведении детьми литературных произведений, пословиц, поговорок в названии которых встречается слово «разум». Этап создавал предпосылки для формирования умения идентифицировать посылки, лежащие в основе высказывания.