Роль философских игр в развитии критического мышления младших школьников

В дипломной работе изучена философская и психолого-педагогическая литература о формировании критического мышления, философской игре и ее влиянии на развитие критического мышления; раскрыты особенности критического мышления младших школьников.
Author image
Anya
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.10.2022
Объем файла
79970 Кб
Количество страниц
74
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Современная политика в сфере образования направлена на повышение уровня культуры учебной деятельности, пополнение списка компетенций выпускника школы, формирование личности, способной быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях современной жизни, открыто выражать и отстаивать свою позицию, проявлять критичность к мыслям, намерениям и поступкам. Обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ставить под сомнение существующие гипотезы, а так же выдвигать новые идеи и способы их реализации, решать проблемы, используя структуры и интеллектуальные стандарты, присущие мышлению. На это способно открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, т.?е критическое мышление.
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования критического мышления сред-ствами философской игры 5

1.1. Понятие «критическое мышление». Психолого-педагогические особенности критического мышления младшего школьника  5

1.2. Философия игры и игра в философию. Методика проведения философ-ских игр 12

Вывод по главе 1

Глава II. Практическая работа по организации и проведению философских игр в 3 классе 20

2.1. Диагностика уровня сформированности критического мышления у уча-щихся 3 «Б» класса.  Разработка проекта программы философских игр для 1-4 классов  26

2.2. Реализация разработанного проекта программы на педагогической практи-ке. Анализ результатов исследования  36

Заключение  45

Список использованных источников 48

Приложение 51

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с из-менениями и дополнениями на 2015 год. – Москва : Эксмо, 2015 – 224с. 

2. Начальное общее образование : федеральный государственный образовательный стандарт : сборник нормативно-правовых материалов. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.

3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

4. Арсеньев, К. С. К проблеме формирования критического мышления у сту-дентов вуза [Текст] / К. С. Арсеньев // Образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 68-82.

5. Бакулина И.В. Исторические аспекты проблемы развития критического мышления в образовательной деятельности // Вестник Тамбовского уни-верситета. — 2010. — № 2 (82). — С. 104–106.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо,2014. – 170 с.

7. Борисов С.В. Философские беседы для детей 7-9 лет: пример учебной про-граммы // Философия для школьников и дошкольников: Материалы науч-но-практической конференции «Философия для детей» / Под общ. ред. К.В. Романова, Е.М. Сергейчик. - СПб.: СПб АППО, 2014. С.168-178. 

8. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер.  с англ. NAAEE, 1994.

9. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / под ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

10. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.: «Мысль», 1977.- 558 с. 

11. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн  Л.  Философские  работы.  М., 1994. Ч. 1. С. 82-83.

12. Волков, Е.В. Развитие критического мышления / Е.В. Волков. – М., 2004.

13. Выготский Л. С.Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. 

14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М."Прогресс", 2001.

15. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. Кн. Для учителя /Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985. – 288 с.

16. Д.Клустер «Что такое критическое мышление?» Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена» 2001, № 4.

17. Декарт, Рене. Сочинения: В 2 т./ Р. Декарт. Т. 1.-М.: «Мысль», 1989.- 654 с.

18. Дудина М.Н. Философия в классе: Урок-диалог. (Из опыта работы). - Екатеринбург, 2005.

19. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. И.В.Муштавинская. –СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.

20. Заир-Бек  С.  И.Развитие  критического  мышления  на  уроке:  пособие для  учителей  общеобразоват.  учреждений  /   С.  И.  Заир- Бек,   И.  В.  Муштавинская.  —   2-е   изд.,   дораб.  —  М.  : Просвещение,  2011.  —  223  с.  :  ил.  —  (Работаем  по  новым  стандартам).

21. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 

22. Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления //Критическое мышление, логика, аргументация /Под ред. В.Н.  Брюшинкина, В.И. Маркина. Калиниград: Изд-во Калининград. гос. ун-та,2003.

23. Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 47.

24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

25. Ноэль-Цигульская Т. Ф. О критическом мышлении. -М.: Педагогика, 2000. 

26. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., Просвещение,1968. – 196 с.

Данный этап способствовал формированию у обучающихся умений характеризующих мыслительные операции критического мышления, а именно:  давать определение уже знакомым понятиям, анализировать, делать выводы, рассматривать вопрос с разных сторон. Этап выявление знаний по проблеме и их соотнесение с нестандартной ситуацией заключался в воспроизведении детьми литературных  произведений, пословиц, поговорок  в названии которых встречается слово «разум». Этап создавал предпосылки для формирования умения идентифицировать посылки, лежащие в основе высказывания.