Формирования благоприятного социально-психологического климата у учащихся 2 класса на уроках физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Психологический климат в школьном коллективе является важнейшим условием для активной деятельности учащихся социально-педагогического процесса. Стремление к созданию благоприятного социально-психологического климата − главная задача образовательной организации, а его совершенствование − это непрерывный процесс взаимодействия его основных звеньев и условия для активной деятельности участников педагогического процесса. От климата в школьном коллективе общеобразовательной организации зависит успешность коллектива в целом и его стремление к поставленным учебным целям. Благоприятный социально-психологический климат оказывает стимулирующее действие, повышающее творческую инициативу и работоспособность. В центре создания благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации стоит его руководитель. Формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле представляет младший школьный возраст, что обуславливает необходимость разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 4
1.1. Понятие детского коллектива в социологической и психолого-педагогической литературе 4
1.2. Понятие о социально-психологическом климате в детском коллективе 7
1.3. Способы формирования благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе 9
1.4. Заключение по 1 главе 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 22
3.1. Структура и содержание занятий по коррекции социально-психологического климата в детском коллективе 22
3.2. Результаты первичного исследования социально-психологического климата детского коллектива 25
3.3. Результаты повторного исследования социально-психологического климата учащихся 2 класса 30
3.4. Динамика результатов исследования социально-психологического климата детского коллектива 36
3.5. Заключение по 3 главе 39
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Ек.: Мир, 2015. - 624 с.
2. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. – Т.; Изд-во ТГУ, 2007. - 215 с.
3. Амонашвили, III.А. Гуманно-личностный подход к детям / III.А. Амонашвили. – В.: НПО «МОДЖ», 2008. - 539 с.
4. Байбородова, Л.В. Методика обучения физической культуре: 1–11 класс: метод. пособие / Л.В. Байбородова, И.М. Бутин, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 248 с.
5. Болонов, Г.Б. Физкультура в начальной школе: практическое пособие / Г.Б. Болонов - М.: Изд-во «Творческий центр», 2008. - 45с.
6. Васильева, К.И. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста / К.И. Васильева – М.: Вопросы психологии, 2006. - № 2 - С. 11–24.
7. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов – М.: Мысль, 2012. -132 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. Собр. соч. Т.4. - М.: Наука, 2014. - 451 с.
9. Ганошенко, Н.И. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста / Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова / Вопросы психологии, 2007. - №1. - С. 17–38.
10. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры 1–4 классы / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик / Методическое пособие и программа. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 208 С.
11. Джекобе, А.В. Язык. Познание. Коммуникация / А.В. Джекобе. - М.: Просвещение, 2009. - 231 с.
12. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности / Е.М. Елизарова. – М.: Советский спорт, 2013. – 95с.
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Academia, 2013. - 288 c.
14. Зулкарнеев, Р.М. Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста / Р.М. Зулкарнеев. - М.: Наука, 2010. - 211 с.
15. Исаев, Д.Н. Возрастная психология / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. - М.: Просвещение, 2007. - 498 с.
16. Карпов, В.Ю. Подвижные игры как средство развития физических качеств младших школьников / В.Ю. Карпов, А. Бакутина, Н.М. Лапина /
Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2016. № 1. С. 68–72.
17. Карпов, В.Ю. Формирование здоровье сберегающего образовательного пространства в общеобразовательной школе / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин / В сборнике: Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии. Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения профессора Б.А. Никитюка. 2003. С. 124–128.
18. Карпов, В.Ю. Xарактеристика потребностно-мотивационной составляющей в структуре физической культуры личности младшего школьника / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили, А.С. Болдов, М.С. Антонова / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 115–120.
19. Карпов, В.Ю. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры младших школьников новых типов учебных заведений / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили / Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2011. № 2 (16). С. 141–143.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Уч. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2012. – 464 с.
21. Кураченко, З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения / З.В. Кураченко / Начальная школа. - 2008. - № 4.- С. 30–34.
22. Лазарев, М.П. История отечественной педагогической мысли / М.П. Лазарев. - Уфа: Мир, 2007. - 439 с.
23. Лисецкий, М.С. Психология межличностного конфликта в младшем школьном возрасте / М.С. Лисецкий. – С.: Мир, 2006. - 204 с.
24. Макаренко, А.С. Пед. Соч.: В 8 т. Т. 1. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - 439 с.
25. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. − 4-е изд. / Р.С. Немов. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 136–141.
26. Немов, Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. – М: Педагогика, 1988. – 144 с.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 448 с.
28. Парыгин, Б.Д. Методики изучения коллектива, общения, личности / Б.Д. Парыгин. - М.: Наука, 2005. - 275 с.
29. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / С.Д. Неверкович [и др.] ; под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Академия, 2010. - 336 c.
30. Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время 1–11 классы / Г.И. Погадаев - М.: Дрофа, 2010. - 144 c.
31. Психология физической культуры и спорта: учебник / А.В. Родионов [и др.] ; под ред. А.В. Родионов. - М.: Академия, 2010. - 368 c.
32. Райгородского, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородского. – М.: Бахрах, 2014. - 523 с.
33. Райгородский, Д.Я. Хрестоматия по психологии / Д.Я. Райгородский. - М.: Наука, 2002. - 698 с.
34. Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.А. Михайлов / Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 56–58.
35. Токарева, Е.А. Место подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста / Е.А. Токарева, В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина / В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма, адаптивной физической культуры и физической реабилитации. сборник научных трудов бакалавров, магистров, аспирантов и профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры РГСУ, г. Москва Электронный ресурс. Факультет физической культуры РГСУ. Москва, 2018. С. 190–192.
36. Фортунатов, Г.А. Характеристика детского коллектива / Г.А. Фортунатов. – М.: Педагогика, 2008. - № 1. - С. 17–23
37. Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель.-М.: Вопросы психологии, 2002. - № 3. - С. 17–21
38. Шуванов, В.И. Социальная психология / В.И. Шуванов. - М.: Наука, 2005. - 576 с.
Интернет – ресурсы
39. http://fb.ru/article/381917/shkolnaya-trevojnost-prichinyi vozniknoveniya-sposobyi-preodoleniya (дата обращения 01.10.2021).
40. https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4731/ (дата обращения 17.09.2021г.).
41. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2012. № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53615_full.shtml (дата обращения 11.10.2021г.).
42. Микляева А. В., Румянцева П. В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://humanpsy.ru/collective/miklyaeva-a-v-rumyantseva-p-v-trudnyj-klass-diagnosticheskaya-i-korrektsionnaya-rabota (дата обращения 19.09.2021г.).
Не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности полученной информации [18].
В исследовании применялся опросник «Социометрия» для изучения ученического коллектива: первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений (приложение 3).
«Наши отношения» направленна на изучение ученического коллектива - первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений (приложение 4).
Педагогический эксперимент
Проводился с целью проверки рабочей гипотезы исследования. Педагогический эксперимент состоит из двух этапов. Первый этап - предварительный; второй этап - формирующий, сравнительный. В эксперименте участвовали дети 7–8 лет (25 человек, из них 15 мальчиков и 10 девочек).