Совершенствование системы мотивации педагогических работников общеобразовательного учреждения
Введение
Актуальность исследования. Система образования находится в процессе реформирования. От результатов происходящих изменений зависит образованность общества, гармоничное развитие социума. Цель государства – обеспечить гражданина, достигшего школьного возраста, возможностью получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Концепция Государственной программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 годы, а именно направление «Развитие дошкольного и общего образования» нацелена на: «Внедрение новой системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогических работников, которая позволит им непрерывно повышать свои профессиональные компетенции и мастерство, а также позволит создать такой механизм оплаты труда, который будет стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы».[52] Обучение для педагогов является традицией на протяжении всей профессиональной деятельности. Современные условия модернизации образования требуют значительного увеличения уровня профессиональной подготовки педагогических работников. Формирование педагогического корпуса, который соответствовал бы запросам современной жизни, ориентирует руководителя на создание такой системы управления, которая будет побуждать педагогов к эффективной деятельности.
Содержание
Введение 4
1 Теоретические аспекты и проблемы мотивации педагогической деятельности работников в общеобразовательном учреждении 10
1.1Сущность, структура и функции мотивации педагогической деятельности работников в общеобразовательном учреждении 16
1.2 Инновационный опыт мотивации педагогических работников 23
1.3 Система мотивации труда педагогической деятельности работников в общеобразовательном учреждении 33
Выводы по первой главе 46
2 Экспериментальная работа по реализации системы мотивации педагогических работников общеобразовательной организации 47
2.1 Организация экспериментальной работы 47
2.2 Результаты констатирующего эксперимента по функционированию системы мотивации педагогической деятельности работников 58
2.3 Реализация усовершенствованной системы мотивации педагогических работников с внедрением инновационных методов 66
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Библиографический список 84
Библиографический список
1. Абакумова Н. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / Н. Н. Абакумова. – Новосибирск: НГУЭУ, 2015. – 233 с.
2. Андреев А. Ф. Развитие теории управления: учебное пособие / А. Ф. Андреев. – Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. – 117 с.
3. Богословский В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
4. Булаева С.В., Исаева, О.Н. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань, 2018. 128 с.
5. Воронкова, И.Е. Наука управления: основные школы и подходы / Экономическая среда. 2019. № 4 (14). С. 93-97.
6. Волков В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.
7. Волков В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
8. Вострякова О.В. Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики в Курганской области в рамках реализации национальной системы учительского роста // Научно- методическое обеспечение оценки качества образования. – 2018. – №1 (4). – С. 49-53 с.
9. Голиков В. Д. Управленческая мысль в персоналиях: справочник. - Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2016. – 346 с.
10. Гусарова М. С., Копытова А. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала вуза в рамках реализации кадровой стратегии // Вестник ОмГУ (Экономика). – 2014. – №4. – С. 14-22.
11. Гуськова Е. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: практикум / Е. А. Гуськова. – Белгород: Изд. дом «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 99 с.
12. Ероян А. Е. Особенности системы управления сферой образования на региональном уровне и пути ее совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. – №1 (175). – С.107-115.
13. Иванова В. И. Государственная политика в сфере образования как показатель эффективности политической модернизации в современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – №2. – С.269-275.
14. Как рассчитать зарплату учителя в 2018 году // Портал информационной поддержки руководителей образовательной организации. URL: https://www.menobr.ru/article/65482-qqq-18-m9-kak-rasschitat-zarplatuuchitelya- v-2018-godu#tit2 (дата обращения 08.10.2021).
15. Клейнман П. Психология: люди, концепции, эксперименты: краткий обзор основных достижений науки о душе / Пол Клейнман; пер. с английского О. Медведь. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 267 с.
16. Когдин А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Основы ЭУП. – 2012. – №4 (4). – С. 80-83.
17. Колетвинова Е. Ю. Стратегическое управление персоналом: учебное пособие / Е. Ю. Колетвинова. – Москва: Проспект, 2016. – 144 с.
18. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего»: учебное пособие / Е. И. Комаров. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 136с.
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31, ст. 4398.
20. Кравченко А. И. Общая психология: учебное пособие / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2011. – 430 с.
21. Кулагин Н. П. Повышение эффективности мотивации персонала, путем перепроектирования работы / Кулагин Н. П. – Москва: Лаборатория Книги, 2010. – 73 с.
22. Лаврентьева И. В., Цвелюх И.П. Результаты исследования самооценки наличия некоторых знаний и умений педагогов в составе профессиональной компетентности // Концепт. – 2017. – №9. – С.1-19.
23. Лях Ю. А., Музаев А. А. Теоретические основания разработки концепции уровневой оценки компетенций учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – №2 (49). – С.47-54.
24. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – Москва: Питер, 2011. – 351 с.
25. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы: как открыть высшие ценности в себе и в мире / Абрахам Маслоу; под ред. Г. А. Балла, А. В. Киричука, Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребский. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2011. – 494 с.
26. Меньшикова М. А., Афанасьева Л. А. Совершенствование системы стимулирования труда персонала в обеспечении эффективности деятельности организаций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. – №8. – С. 24-26.
27. Мостовая К. Т. Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности / К. Т. Мостовая – Москва: Лаборатория Книги, 2010. – 95 с.
28. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева; под ред. А. Я. Кибанова. – Москва: Инфра-М, 2012. – 522 с.
29. Мыскин С. В. Формирование системы мотивации учительского труда С.В. Мыскин, С.Д. Сазонова, А.Л. Вегержинская, Е.В. Лозовая, О.С. Короткова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №2. – С.14-18.
30. Мычка, С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 74-77
31. Назаров С. Р. Мотивация – функция управления / С. Р. Назаров– Москва: Лаборатория Книги, 2010. – 71 с.
32. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. –2012. – № 53 (ч. 1), ст. 7598.
33. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19 ст. 2336.
34. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 17 ст. 2058.
Наличие большого педагогического стажа дает преимущества человеку при выходе на пенсию, а также дополнительные материальные блага (стимулирующие выплаты) за выслугу лет. Вместе с этим, как было показано выше, для российской системы общего образования характерно «старение» работников образования. Эта ситуация характерна для МБОУ «Средняя школа №1», где низкая доля молодых педагогов. Так, численность педагогов в возрасте до 35 лет составляет 6 человек, в возрасте от 36 до 60 лет – 36 человек (рисунок 7). 13 человек имеют возраст свыше 60 лет, что составляет более четверти педагогического состава (28,1%).
Возрастная структура и фактическая численность педагогического персонала МБОУ «Средняя школа №1» требуют внимания со стороны администрации школы в вопросах формирования кадрового резерва и привлечения молодых специалистов.