Игра как составляющая процесса обучения грамоте у младших школьников с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии.
Умственная отсталость подразумевает группу чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие нарушения познавательных способностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА6
1.1 Предпосылки обучения грамоте детей при нормативном развитии6
1.2 Определение понятия умственной отсталости11
1.3 Характеристика речевого развития детей с нарушением интеллекта16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА22
2.1 Особенности готовности к обучению грамоте детей с нарушением интеллекта22
2.2 Основные направления коррекционной работы по формированию у детей
с нарушением интеллекта готовности к овладению грамотой29
2.3 Дидактические игры на уроках обучения грамоте младших школьников
с нарушением интеллекта38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Владос, 2002. – 439 с.
2. Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. – 2002. – № 6. – С. 22–27.
3. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. – СПб.: Союз, 2004. – 116 с.
4. Безрукова, Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. – Свердловск, 1974. – 147 с.
5. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Владос, 1997. – 85 с.
6. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егоровой. – Иркутск, 1988. – 95 с.
7. Воронкова, В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. – № 5. – С. 53–62.
8. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – 532 с.
9. Гаврилушкина, О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 142 с.
10. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первых классов. – Саратов, 1981. – 64 с.
11. Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001. 201 с.
12. Дементьева, Н.Ф. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. – 1994. – № 6. – С. 63–67.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 172 с.
14. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
15. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого–педагогического обследования детей. Пособие для психолого–пед. комис. – М.: Владос, 2003. – 254 с.
16. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. – 96 с.
17. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – СПб.: Речь, 2007. – 428 с.
18. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1957. – 149 с.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 227 с.
20. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. – 1993. – № 1.
21. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 153 с.
22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М: Педагогика, 1991. – 214 с.
23. Кузмина Е.С. Развитие эмоционально–волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1987. – 68 с.
24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 145 с.
25. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 18–21.
26. Мастюкова, Е.М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. – Иркутск, 1992. – 353 с.
27. Михеева, Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 67–74.
28. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003. – 457 с.
29. Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 256. – М., 1963.
30. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 160 с.
31. Петрова, В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 2017. – № 3. – С. 52–56.
32. Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 2015. – 263 с.
33. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. – 3–е изд., перераб. и доп.–М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
34. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. Для педагога–дефектолога. – М.: Владос, 2011. – 310 с.
35. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 62–66.
36. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2011. – 146 с.
37. Шибаева, Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. – 2001. – № 6. – С. 34–38.
38. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: Флинда, 1998. – 289 с.
Среди детей с нарушением интеллекта встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи, и такие, которые, ограниченно понимая обращенную речь, не владеют самостоятельной. У части детей отмечается нечленораздельный и предметно неотнесенный лепет, у части – только голосовые реакции. Некоторые произносят по несколько лепетных слов.
Большинство детей понимает обращенную речь лишь в пределах обихода. Иногда дело ограничивается пониманием лишь нескольких отдельных слов.
Часть детей понимает речь в более полном объеме, но лишь в пределах ситуации (не понимают вопросов, даже вопроса «кто?»; часто дают неадекватные ответы и т. п.).
Собственная речь детей тоже ограничена, изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. У большинства детей отмечается косноязычие. У ряда детей наблюдаются дизартрия, логоневроз. Большое количество де