Управление развитием среднего профессионального образования
Введение
В 2021 году система среднего профессионального образования России отмечает свой 320-летний юбилей.
Средне профессиональное образование является профессиональной образовательной системой со своими особенностями в структуре, имеющей свой социальный статус и логику своего развития. Неоднократные попытки подчинения этой системы другим компонентам образования не принесли положительной динамики и были обречены на неудачу. Средне профессиональное образование является основой непрерывного образования и как любая система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, образовательные и интеграционные функции. В отличии высшего профессионального образования, система средне профессионального образования является массово доступным, направлено на получение образования специалистов среднего звена и повышение культурного и образовательного уровня личности. Для сохранения всего вышеперечисленного необходимо сохранить ведущую роль государства в финансировании данной системы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Перспективы развития системы среднего профессионального образования в России 9
1. 2. Проблемы среднего профессионального образования 17
1.3. Особенности процесса управления организацией среднего профессионального образования 25
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БУ «БЕЛОЯРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ») 33
2.1. Общая характеристика и оценка эффективности управления СПО (БУ «Белоярский политехнический колледж») 33
2.2. Разработка механизмов управления развития СПО (БУ «Белоярский политехнический колледж») 49
2.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий по управлению развитием СПО (БУ «Белоярский политехнический колледж»). 59
Заключение 72
Список использованных источников 78
Список использованных источников
I. Источники
Опубликованные источники
1. Конституция Российской Федерации. принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Мартин, 2020 г. - 64 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. на 2 июля 2021 года)// «Российская газета» - Федеральный выпуск №5976 (303)
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ.) // «Российская газета» - Федеральный выпуск №№ 4542
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" // Российская газета - Федеральный выпуск №6148
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 №1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 6, 10.02.2014.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.06.2014 №632 "Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 №1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 №354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 №355"// Российская газета - Федеральный выпуск №184(6456)
7. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся"// Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 11.09.2020 г.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 №968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (редакция от 17.11.2017, с изменениями от 21.05.2020)// Российская газета - Федеральный выпуск № 255(6231)
9. Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» // Опубликовано на официальном интернет-портале Минтруд
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче федеральных государственных учреждений образования, находящихся введении Рособразования, в ведение субъектов Российской Федерации» от 3 декабря 2004 г. № 1565-р. Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Росэнерго» от 15 декабря 2004 г.№ 1618-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 3670
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений» от 31 декабря 2004 г.№ 1763-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 3670
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации» от 31 декабря 2004 г. № 1764-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 3670
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Россельхоза» от 31 декабря 2004 г. № 1768-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 3670
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче федеральных государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования субъектам Российской Федерации» от 31 декабря 2004 г. № 1770-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 3670
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации» от 22 декабря 2009 г. № 2030-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 5094
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» от 29 декабря 2011 г. № 2413-р. // Российская газета - Федеральный выпуск № 5686
18. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" Подпрограмма 1 Профессиональное образование // Российская газета - Федеральный выпуск №101(6373)
Мобилизовать внутренние возможности в колледже позволяет проектный метод управления. В настоящее время именно проектный метод поможет сформировать прообраз будущей образовательной организации и определять те условия, которые необходимы для достижения поставленной задачи. В качестве наиболее перспективного и эффективного способа совершенствования системы управления образовательным процессом в колледже считаем системное проектирование, ориентированное на построение целостных систем управления и выполнение системной проектной деятельности. Проектирование предусматривает выбор принципов, содержания, форм, методов, средств управления. Эффективность проектирования новой системы управления образовательным процессом в колледже обусловлена связью применяемых принципов, содержания, форм, методов проектирования с особенностями проектируемой новой системы управления, условиями ее реализации и социальным заказом на результаты обучения и воспитания. В разработке и реализации проектов активное участие принимают предприятия – социальные партнеры колледжа, работающие в составе управляющего совета, осуществляющие согласование планов совместной деятельности, планов развития в рамках отдельных направлений и т.д. Корме того, при создании проектов социальной направленности обязательно учитывается мнений студентов и их законных представителей, мнение педагогических работников колледжа.