Формирование лексического запаса учащихся с нарушениями слуха на уроках развития речи
Введение
Одной из важнейших задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для детей с нарушениями слуха является обучение словесной речи, в частности ее устной форме. Именно от того, насколько хорошо неслышащий ребёнок владеет навыками общения с окружающими, в значительной степени зависит его адаптация в обществе как слышащих, так и слабослышащих.
Формированию и развитию устной речи глухих и слабослышащих детей придаётся особое значение, так как она является наиболее употребительным средством коммуникации со слышащими. Поэтому обучение как устной, так и словесной речи в целом, является необходимым этапом в развитии и воспитании детей с нарушениями слуха.
Оглавление
Введение
Глава I. Развитие лексического запаса школьников с нарушенным слухом как условие формирования устной речи.
1.1. Понятие лексического строя речи. Словарная работа как раздел занятий по развитию речи.
1.2 Особенности лексического строя речи у детей с нарушенным слухом.
1.3 Методика формирования лексического запаса учащихся с нарушением слуха на уроках развития речи.
Выводы к первой главе.
Глава II. Исследование лексического запаса учащихся с нарушениями слуха.
2.1. Цель и задачи экспериментального исследования.
2.2. Организация исследования.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Список литературы.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. – М.: 2002. – 200 с.
2. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – Академия, 2005. –572 с. 3. Аннушкин, В.И. Язык и жизнь / В.И. Аннушкин // Русская речь. – 2011. - №3. – С. 124 – 127.
4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
5. Вахтеров, В.П. О новой педагогике / В.П. Вахтеров. – М.: Карапуз, 2008. – 224 с.
6. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. – М.: Изд-во Наука, 2006. – 562 с.
7. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. – М.: 2006. – 785 с.
8. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова. – Владос, 1996. – 240 с.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Академия, 2016. – 520 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Спб.: Детство-Пресс, 2007. – 570 с.
11. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2005. – 316 с.
12. Голуб, И.Б. Современный русский язык / М.А. Теленкова, Д.Э. Розенталь – М.: Изд-во Айрис-пресс, 2010. – 446 с.
13. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолог / Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
16. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово: Избранные труды / А.А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.
17. Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование / А.А. Залевская. – Воронеж: Изд-во Воронеж, 1990. –
Очень долгое время многие слабослышащие не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов [26].
Высказывания детей могут состоять из отдельных искаженных по звуковому составу слов или их сочетаний, объединенных в своеобразные предложения: «Вова мальчик пала плачи цветы ниля». В этих высказываниях угадываются (при сопоставлении с картиной, ситуацией) отдельные компоненты, напоминающие члены предложения, порядок которых нарушен, некоторые из них по смыслу могут быть истолкованы как объединения двух членов предложения. В ряде случаев обнаруживается отсутствие тех компонентов высказывания, которые по логике должны были в нем быть [27].
Характерно отсутствие в высказываниях прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Некоторые из этих частей речи могут быть использованы в несвойственной им функции, могут быть употреблены лишние предлоги и местоимения или не те, которые необходимы по нормам языка («Папа и мальчик пил