Лексико-синтаксические средства создания речевого портрета персонажей

Курсовая работа, цель которой заключается в описании лексико-синтаксических средств создания речевого портрета персонажей (на примере повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»). В данной работе на основе таких источников, как словари, монографии и труды ученых-лингвистов, было изучено понятие "речевой портрет". В ходе исследования, мы пришли к выводу о том, что данный прием анализа полезен и важен для изучения школьниками.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.10.2022
Объем файла
88 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что тема речевого портрета литературных персонажей изучается сравнительно недавно, и любые исследования на эту тему будут интересны и полезны. Характеристика речевого портрета дает возможность глубже анализировать образ, способствует развитию коммуникативных навыков речи самих учащихся и позволяет более подробно писать сочинения на уроках русского языка и литературы.
Репрезентация языкового уровня речевого портрета включает в себя характеристику единиц одного или нескольких уровней языка. Во многих исследованиях предпочтение отдается лексическому и синтаксическому уровням. Существуют работы, посвященные подробному описанию одного из них. Объектом исследований, охватывающих все языковые уровни, часто является коллективный речевой портрет.
 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Лексические и синтаксические средства: стилистический аспект исследования в современном русском языке……………………………………..6
1.1. Особенности лексики как средства речевой индивидуализации…………...6
1.2. Экспрессивные приемы при создании речевого портрета………………….10
Глава 2. Речевой портрет персонажей в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»……………………………………………………………………………...20
2.1. Особенности речевых портретов персонажей в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»…………………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации при изучении лексико-синтаксических средств на уроках литературы……………………………………………………………... 29
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………………...38
Приложения…………………………………………………………………………41

 

Список использованных источников и литературы

1. Абрамова, Н.А. Русский язык в деловой документации: учебное пособие / Абрамова Н.А.  ‒ М.: Проспект, 2020. ‒ 192 с.

2. Бабайцева, В.В. Современный русский язык. Синтаксис / В.В. Бабайцева. – Ростов-на-Дону, 2014. – 203 с.

3. Богомаз, С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения / Сибирский психол. журн. –  Томск, 2000. – 68 с.

4. Булгаков, М.А. Собачье сердце. Дьяволиада: Повести. / М.: ACT МОСКВА, 2007. –  74,106,123,129,137,147, 156 с.

5. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина.   – М.: Академия, 2018. – 232 с.

6. Валгина, Н.С. и другие. Современный русский язык. Учебник для филологических специальностей вузов // Под ред. Н.С. Валгиной.  – М.: Логос, 2019. – 208 с.

7. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи. Учебник / Ипполитова, Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р.  ‒ М.: Проспект, 2020. ‒ 440 с.

8. Калакуцкая, Л. П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке / Калакуцкая, Л. П. ‒ М.: Либроком, 2020. ‒ 222 с.

9. Костомаров, В.Г. Современный русский литературный язык в 2 частях. Часть 2 / В. Г. Костомаров, В. И. Максимов. – М.: Юрайт, 2019. – 352 с.

10. Комисарова, Л.М. Лингвосоционическая методология изучения языковой личности в русском языке. Учебник / Л.М.Комисарова ‒ Барнаул, 2002. – 134 с.

11. Комисарова, Л.М. Методика лингвосоционического тестирования // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: Коллективная монография / Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой. - Барнаул, Кемерово: Изд-во БГПУ, 2016.

12. Матвеева, Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: учеб.-метод. пособие /  Г.Г. Матвеева. – Москва, 2010. –  87 с.

13. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Зиновьева Т. И. – М.: Юрайт. 2019. ‒ 201 с.

14. Нерознак, В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод. Сб. науч. тр. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2016. – 112-116 с.

15. Николаева, Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания II Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики /Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2./Т.М. Николаева, – М., 2011. – 35с.

16. Николаева, В.В Эстетика языка и речи / В.В. Николаева – Москва: Изд-во Наука, 2019. – 216 с.

17. Овчаров, А.А. Соционика - путь к личности / А.А. Овчаров. – Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2016. – 56 с.

18. Оглезнева, Е. А. Социально-речевой портрет современного диалектоносителя // Народное слово Приамурья. – Благовещенск: Изд-во БГПУ,2004. – 85–95 с.

19.     Панов, М.В. Фонетический речевой портрет / М.В.Панов, –  М.: Наука, 2007. – 204с.

20. Петренко, А.Ф. Стилистическая организация текста как элемент сатирической поэтики в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» / Стилистика и культура речи. – Пятигорск, 2000.  – 109 с.

21. Плишина, О.В. Проблема изучения внутренней речи собаки как компонента художественной речи в прозе М.А. Булгакова // Известия ВГПУ. –

2008. – 165 с.

22. Ревзина, О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика худ. текста. – М., 2015. – 306 с.

23.   Реформатский, А.А. Лингвистика и поэтика /А.А. Реформатский, – М.: Наука, 2019. – 141– 179 с.

24. Румянцева, Е.А. На пути к взаимопониманию: Соционика – учителям и родителям. – М.: Армада-пресс, 2002. – 256 с.  

25. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Голубева А. В., Максимов В. И. – ос.: Юрайт, 2019. ‒ 314 с.

26. Самсонов, Н. Б. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.Б. Самсонов. – М.: Юрайт, 2019. ‒ 278 с.

27. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников, – Москва: Языки русской культуры, 2010. – 544с.

28. Седов, К.Ф. О природе художественного текста /К.Ф. Седов. – Саратов, 2016. – 174с.

29. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева, –Москва: Изд-во Наука, 2018. –301с.

30. Черняк, В. Д. Речевой портрет носителя: учеб.-метод. Пособие / В.Д. Черняк. – Москва, 2003. – 97 с.

31. Чурилина, Л.Н. Языковая личность в художественном тексте Монография. –  2-е изд., стереотипное. /Л.Н. Чурчилина. – Москва: Изд-во Флинта,  2011. – 240 с.

Отношения между языком и речью складываются таким образом, что в систему языка включаются только наиболее устойчивые и неслучайные компоненты речи. Исходя из этого положения, можно утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.
Ряд ученых полагают, что речевой портрет языковой личности должен включать следующие три уровня:
1) Лексикон языковой личности. Этот уровень отражает владение лексико-грамматическим фондом языка. При создании речевого портрета данного уровня необходимо проанализировать запас слов и словосочетаний, которыми пользуется конкретная языковая личность.
2) Тезаурус языковой личности. Это языковая картина мира, которая при описании речевого портрета этого уровня отражается в использовании излюбленных разговорных формул, речевых оборотов, особой лексики, по которой мы узнаем личность.
3) Прагматика языковой личности. Это система коммуникативных ролей,